Святая княгиня Ольга

Содержание:
На фото: Этот памятник Святой Равноапостольной княгине Ольге (скульптор В. Клыков) открыли в Пскове в июле 2003 года, когда отмечалось 1100-летие первого летописного упоминания города. Рядом с княгиней — ее внук Владимир, будущий креститель Руси.
Святая княгиня Ольга сыграла одну из ключевых ролей в начальной русской истории. Она, крестившись в Константинополе, стала предтечей христианства и «корнем православия» на Руси. Великое дело княгини продолжил ее внук Владимир, крестивший уже всю страну.
Княгиня Ольга - путь из Выбут в Киев
Иоакимовская летопись утверждает, что княгиня Ольга принадлежала к роду князей Изборских. Имя Ольга — русский вариант варяжского имени Хельга, что не противоречит летописному свидетельству: русские князья той поры в большинстве своем имели варяжское происхождение. Свои детские и отроческие годы княгиня Ольга провела на приволье, в Выбутах и их окрестностях. Там и произошла ее встреча с князем Игорем.

Первое знакомство не было идиллическим. Игорю, охотившемуся в своих северных владениях, однажды понадобилось переправиться через реку Великую. Высматривая того, кто мог помочь ему в этом, он заметил стройного юношу в лодке и попросил об услуге. Во время переправы князь понял свою ошибку — юноша оказался девушкой. Ее красота возбудила в Игоре похоть, однако его домогательства были встречены мудрыми не по летам речами. Ольга устыдила своего спутника, напомнив ему о его княжеском достоинстве и призвав быть «светлым примером добрых дел» для подвластного ему народа. Образумленный таким образом Игорь отбыл в Киев, куда вскоре со всей Руси собрали девушек, из которых он должен был выбрать себе жену. Ни одна из них Игорю не приглянулась — перед его глазами стояла Ольга. За нею князь и послал одного из своих сродников. Вскоре Ольга стала киевской княгиней.
Женившись, Игорь отправился на войну с греками, а вернувшись, застал княгиню Ольгу уже не одну: она к тому времени родила сына Святослава.
Месть Святой княгини Ольги древлянам
В 945 году Ольга осталась вдовой. В том году Игорь собирал дань с древлян. Уже держа путь домой, в Киев, он вдруг решил «пособирать еще» и вернулся в Древлянскую землю с небольшой дружиной. Древляне же, опасаясь полного разорения, вышли из города Искоростеня и убили алчного киевского князя.
Месть княгини Ольги была страшна — она не успокоилась, пока не извела древлян почти до самого корня. Сначала она закопала в землю древлянских послов, потом сожгла лучших древлянских людей, потом приказала изрубить еще пять тысяч провинившихся. Наконец, подступив к древлянской столице, в ответ на просьбу осажденных смилостивиться попросила заплатить «скромную» дань в виде одного голубя с каждого двора. Получив их, Ольга велела привязать к птицам горящие труты и отпустить их на волю. Те, разумеется, полетели домой и подожгли город — так погиб Искоростень вместе со всеми жителями.
Святая Ольга на киевском троне
После смерти мужа, киевского князя Игоря и во время малолетства их сына Святослава Ольге пришлось править всей Киевской Русью. Жестоко - и неоднократно! - отомстив древлянам за смерть Игоря в Древлянской земле (945), она захватила Искоростень, что входит ныне в Житомирскую область Украины, установила дани на подвластных ей землях и летом 957-го предприняла путешествие в Константинополь, который русские исстари прозывали Царьградом.
Устроительница Русского государства была мудрой и дальновидной государыней. Она решила принять христианство, став первой ласточкой этого великого деяния в русских княжеских династиях. Ее принял византийский император Константин VII Багрянородный, и затем княгиня Ольга крестилась. «Я познала бога, сын мой, и радуюсь», — сообщила она Святославу.
Мало кто из ее европейских со-братьев-монархов мог предвидеть подобный поворот событий: что именно эта женщина приведет Киевскую Русь на путь обретения православной веры. Ольга же этого давно желала всем сердцем, но, не решаясь покуда крестить весь народ, начала с себя.
Соседям-католикам оставалось лишь бессильно скрипеть зубами: в одном из величайших на тот момент европейских государств впервые стала править женщина, к тому же обладавшая сильным характером и вдобавок ко всему еще и православная христианка!
Политика Святой Ольги
Сознание нередко тоже определяет бытие, и княгиня, руководствуясь христианскими принципами православия, успешно решала в стране вечные проблемы политики как внешней, так и внутренней, сконцентрировавшись на последней.
Ольга проводила разумные реформы государственности, нормализовала размеры дани и других денежных и имущественных сборов, навела порядок в административно-налоговой сфере. В свое время жестоко казнив послов и представителей знати древлян, теперь княгиня предпочитала урегулировать внешние конфликты с соседями не войной, которую отлично умела вести, а дипломатическими путями.
При этом Ольга всегда оставалась властной и независимой правительницей, даже в отношениях с Константинополем. Так, однажды она отказалась прислать в Византию обязательные подарки, мотивируя тем, что император «не стоял у нее в Почайне, как она у него в Суду». Вот когда сам приедет за дарами на Русь - тогда и получит!
Регентство княгини Ольги
Волею судьбы княгине Ольге в ближайшие годы пришлось управлять Русской землей, взяв на себя обязанности регентства при малолетнем Святославе. Правительницей она оказалась заботливой и неутомимой. Процитируем Житие святой:
«И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков; во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедро-дательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть».
Характеристика — уже почти христианки. То есть то, что княгиня Ольга вскоре крестилась, не было делом случайным; ее крещение подготовлялось всем опытом предшествующей жизни. А состоялось оно при обстоятельствах примечательных.
В 955 году княгиня с большим флотом отправилась в Константинополь. «И крестил ее царь с патриархом, — рассказывает «Повесть временных лет». — Просветившись же, она радовалась душой и телом. И наставил ее патриарх в вере и сказал ей:
«Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях внуков своих“. И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте... И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого».
Апостольское служение

Вернувшись в Киев с иконами и богослужебными книгами, княгиня Ольга начала свое апостольское служение на родине, имея целью скорейшее крещение всей Руси. Она неустанно путешествовала по стране с христианской проповедью, ставя кресты, разоряя языческие капища и пророча о христианском будущем Русской земли. Известен случай, когда она, остановившись для молитвы на берегу реки Великой, предсказала скорое появление на этом месте мощной христианской крепости, каковой и стал впоследствии Псков.
В Киеве святая княгиня возвела Никольскую церковь на могиле первого русского князя-христианина Аскольда, а уже в 960 году в городе освятили Софийский храм (он сгорел в начале XI века и был возобновлен на нынешнем месте). Не все шло гладко. Так, Ольгину просьбу об устройстве Киевской митрополии царьградский патриарх пропустил мимо ушей, и тогда княгиня обратила свои взоры на запад (не забудем, что в те времена христианская Церковь оставалась еще единой). Германский король Оттон I, услышав Ольгин зов, отправил на Русь епископа Адальберта, однако тот в 962 году вернулся домой, ибо «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». Более того, некоторые его спутники пали от рук русских язычников.
Что же произошло? А произошло то, что в Киеве к этому времени вся власть оказалась в руках языческой партии князя Святослава, вступившего в достаточно взрослые для самостоятельного княжеского служения года и всегда относившегося к христианским делам своей матери как к не достойному правительницы страны юродству.
Близились для Ольги дни скорби. На Руси началась антихристианская реакция. Некоторые возведенные святой княгиней храмы были разрушены, христиане изгонялись из городов, уничтожались поставленные Ольгой во многих местах кресты. Полноправной хозяйкой она оставалась лишь в своих личных владениях, сохранившихся как островки христианства во вновь охваченной языческим безумием стране.
В конце жизни святая Ольга сильно болела. Житие сохранило ее последние слова, обращенные к Святославу, когда тот появился в Киеве, дабы прогнать осадивших город печенегов.
«Я ожидаю скорой кончины, — говорила княгиня, — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам... По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».

С 964 года русские летописи начали описывать «возмужание» ее сына Святослава, начавшего свои первые ратные походы. В пору осады Киева толпами печенегов (969) княгиня оставалась в стольном граде вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром.
1 июля 969 года святая княгиня Ольга окончила свой земной путь, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди» («Повесть временных лет»). После смерти княгини Ольги ее мощи остались нетленными. Возле них совершались различные чудеса.
В 1007 году князь Владимир Святославич перенес Ольгины останки в построенную им в Киеве Десятинную церковь. В 1240 году Киев был захвачен и разграблен монголо-татарми, разрушившими этот храм. Таким образом, мощи княгини оказались под спудом. В 1842 году на этом месте освятили «вторую» Десятинную церковь, но и она не простояла долго: большевики снесли храм в 1928 году.
Причисления к лику святых

При Ольге не было официально зарегистрированных летописями принятий христианства ни в Киеве, ни в Пскове. Однако она всячески способствовала его популяризации, в том числе и личным примером, за что впоследствии, еще до монгольского нашествия, была канонизирована Русской православной церковью.
После причисления к лику святых первой из русских женщин Ольга, имевшая в крещении второе имя Елена, стала именоваться в православии Святой Равноапостольной Благоверной княгиней Ольгой Российской.
Наследие Святой княгини Ольги
Добрый пример всегда дорогого стоит. Летописи повествуют, что последним и важнейшим доводом бояр, убеждавших князя Владимира принять новую, христианскую веру, был пример его бабушки:
«Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, а была она мудрейшая из людей».
Святая равноапостольная княгиня в свое время скрасила свои сиротство и вдовство радостью прихода к Христу, и личный выбор Ольги стал преддверием судьбоносного выбора великого русского народа.
Молитва святой Ольге
О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Слова великих о Княгине Ольге

Святая Равноапостольная Княгиня Ольга - имя ее свято для Пскова, про нее в «Повести временных лет» сказано так:
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
Здесь, на псковской земле, родилась святая княгиня, здесь встретил ее князь Игорь. В память о ней в Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Естественно, что в псковских храмах можно помолиться этой святой, попросить ее помощи и заступничества.
«Начальница веры» и «корень православия» святая равноапостольная княгиня Ольга известна той местью, которую она учинила древлянам, но совсем не это деяние прославило ее в веках. А прославили ее мудрость, целомудрие, сила, государственное мышление и любовь к Христу. Автор «Степенной книги», выдающейся русской средневековой историографии XVI века, писал о ней так:
«Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».
А легендарный Нестор Летописец, живший в XI-XII веках, сказал:
«Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».