Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Святитель Иоанн (Максимович) при жизни всего четыре года был митрополитом Тобольским. Но своими мощами он пребывает в городе вот уже несколько столетий, подавая тоболякам помощь и укрепление в вере.
До революции соборная ризница была богата всякого рода редкостями. Немало богатой утвари и старинных икон содержалось и в обоих соборах — холодном Софийском соборе Тобольска и теплом Покровском. Некоторые иконы почитались верующими как чудотворные. Так, в описании Тобольской епархии, изданном в 1892 году, говорится, что:
«в числе святынь собора особенно чтимы две иконы — Вседержителя Спаса и Божией Матери, именуемой Тобольскою».
Указывается, что икона Спасителя «древняя, громадных размеров» и «еще в 1653 году прославилась многими благодатными явлениями». Об иконе же Пресвятой Богородицы сказано:
«Икона эта есть точная копия с чудотворной иконы Божией Матери Ильинской, находящейся в черниговском кафедральном соборе. Из Чернигова в Тобольск привезена эта икона, полагают, в 1711 году митрополитом Иоанном (Максимовичем)... При жизни сего митрополита она стояла в его келье, а по смерти... поставлена в алтаре, вблизи погребения святителя. С 1848 года, со времени свирепствовавшей в тот год в Тобольске холеры, икона эта прославилась благодатными явлениями...»
Чудотворный образ Божией Матери сохранен и поныне — он находится за ракой с мощами свт. Иоанна, который и привез его в Тобольск.
Святитель Иоанн - прибытие в Тобольск
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Пежине в 1651 году.
Как уже говорилось, святитель Иоанн прибыл в Тобольск в 1711 году. Уроженец Нежина, архиепископ Черниговский, он должен был рассматривать свое назначение в Тобольск как своего рода ссылку, «подслащенную» возведением в митрополичий сан. И действительно, произошло оно не без участия тогдашнего «полудержавного властелина» — князя А. Д. Меншикова, выказавшего недовольство излишней самостоятельностью архиерея. Рассказывают в связи с этим, что митрополит Иоанн, собираясь в дорогу, как бы вскользь заметил:
«Да, далеко мне ехать. Но князь будет еще далее меня».
Этими словами митрополит Иоанн Тобольский предсказывал ссылку Меншикова в Березов.
Тоболяки полюбили своего архипастыря. А он, нимало не сетуя на оторванность от «цивилизации», делал в Тобольске то, что и должен был делать — служил в церкви, пекся о сирых и убогих, старался повысить уровень образования духовенства, много сил отдавал миссии.
Смерть святиля Иоанна
10 июня 1715 года святитель Иоанн Тобольский скончался. Накануне он служил литургию, а после нее дал обед городскому духовенству и бедным жителям Тобольска. Он сам прислуживал за трапезой гостям, а вечером, по обыкновению, удалился в свои покои.
На следующее утро, когда пришла пора открывать храм и благовестить к утрене, чередной служитель постучался в двери митрополичьей кельи, но не услышал ответа. Вскоре близ дверей, за которыми было подозрительно тихо, собрался соборный причт; приехал губернатор. Решили ломать дверь. Войдя в комнату, увидели, что митрополит скончался, стоя на коленях перед иконами.
Две канонизации святителя Иоанна Тобольского
Митрополит Иоанн еще при жизни почитался верующими как праведник высокой жизни. По его преставлении почитание это распространилось еще шире. Многие свидетельствовали о молитвенной помощи святителя. Но лишь в 1916 году, причем не без препон, он был прославлен в лике святых.
Первые серьезные шаги в направлении канонизации свт. Иоанна предпринял епископ Евсевий (Гроздов; 1866—1929), занимавший Тобольскую кафедру в 1910—1912 годах. Он направил соответствующую бумагу в Синод, и там вопрос решили положительно. Но вскоре началась мировая война, и довоенные вопросы забылись.
В 1915 году новый тобольский владыка, епископ Варнава (Накропин; 1859—1924), рискнул форсировать канонизацию и — велел пропеть (хотя и с некоторыми предосторожностями) в соборе величание еще не прославленному святителю. Буквально через несколько дней епископа Варнаву вызвали в Петроград для объяснения перед Синодом. Дело приобретало политическую окраску — и главным образом потому, что Варнава в церковных кругах считался чуть ли не ставленником Григория Распутина. В итоге Синод постановил;
«Совершенное епископом Варнавою прославление архиепископа Иоанна считать недействительным, о чем посланием уведомить паству».
Хотя несколько лет назад Синод сам направлял царю прошение о канонизации святителя Иоанна.
В 1916 году, по расследовании ситуации, долгожданная канонизация свт. Иоанна все же состоялась. Мощи его оставались в гробнице в Софийско-Успенском соборе. Но в августе 1919 года, перед вступлением в Тобольск Красной армии, духовенство сочло за лучшее спрятать их — и гроб святителя перенесли в подвал Покровского собора.
С сентября 1920 по октябрь 1922 года мощи пребывали в самом Покровском соборе нетронутыми, но затем и их достигла «кампания по вскрытию». Некоторое время после того они еще находились в храме, а затем их поместили в антирелигиозном отделе местного краеведческого музея.
В июне 1946 года в городе побывал архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; 1866—1956). Уже в июле он обратился к Патриарху Алексию I с просьбой о содействии в передаче мощей свт. Иоанна епархии. Ходатайство увенчалось успехом: 14 июня 1947 года мощи вернулись в Покровский собор.
При жизни своей Иоанн был видной личностью, а после смерти стал святителем Иоаннам, великим Святым России.