Святитель Питирим Тамбовский

Святитель Питирим Тамбовский

Фото: На иконе Вяземских святых святитель Питирим Тамбовский изображен вторым справа, рядом с прп. Герасимом Болдинским.

Святитель Питирим Тамбовский начало жизненного пути

По одним сведениям — в 1644-м, по другим — в 1645 году в некоем благочестивом вяземском семействе родился мальчик, которого окрестили Прокопием. Имя, данное младенцу при крещении, наводит на мысль, что появился на свет он 27 февраля (старого стиля), либо где-то неподалеку от этой даты, поскольку именно в этот день празднуется память преподобного Прокопия Декаполита.
Когда мальчик вырос и стал епископом Питиримом, он продолжал сугубо почитать прп. Прокопия, о чем имеется немало свидетельств.

О родителях Прокопия мало что известно, кроме того, что, по всей вероятности, они принадлежали к среднезажиточному слою горожан и были весьма благочестивы. Во всяком случае, из их отпрысков на иноческий путь вступил не только сын, но и дочь. Впоследствии, как доносит до нас предание, она спасалась в женском монастыре Тамбовской епархии, основанном ее братом-епископом.

Архимандрит Питирим

В ранней юности Прокопий поступил в Иоанно-Предтеченский монастырь. К этому моменту он не только владел грамотой и был довольно начитан в Священном Писании, но и освоил искусство иконописи, а также изрядно разбирался в церковном пении.

Около двадцати лет было ему, когда он решился принять постриг. В монашестве ему нарекли имя Питирим. Как говорится в его жизнеописании, изданном в Тамбове в 1914 году, к канонизации святителя, «точно не известно, в честь кого дано было ему это имя; надобно полагать, во имя преподобного Питирима, ученика преподобного Амафа, память коему празднуется 10 мая: кроме этого угодника в святцах нет имени Питирима. Описания жизни преподобного Питирима мы не находим нигде: это, между прочим, могло также послужить основанием для святителя Питирима с переменою имени продолжать по-прежнему подражание жизни прежнего своего святого покровителя Прокопия, а вместе с тем и большее обращение к нему с молитвою о небесном ходатайстве».

Спустя приблизительно десять лет мы уже находим Питирима настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря, а так как с 1650 года обителью управляли архимандриты, то и будущий святитель тоже был возведен в этот сан.

На время его управления Предтечевым монастырем пришлось знаменательное событие в жизни Вязьмы. В 1681 году ее, вместе со всем уездом, причислили к Смоленской епархии (ранее она находилась в составе Крутицкой епархии), назначив в ней викарного епископа, при этом его местопребыванием сделалась обитель Иоанна Предтечи.

Употребление монастыря в качестве архиерейского дома всегда почетно, но и обременительно для него. В особенности неловко чувствуют себя в подобной ситуации настоятели. С одной стороны, они должны распоряжаться монастырской жизнью. С другой — проживающий в монастыре архиерей не может не стеснять (хотя бы только одним фактом своего присутствия) их распоряжений. Так создается плодородная почва для взаимных неудовольствий и нестроений.

Архимандрит Питирим, кажется, с честью преодолел эту «полосу препятствий». Во всяком случае, нигде — ни в архивах, ни в местных преданиях — мы не встречаем даже намека на какие-либо конфликты, имевшие место в Предтечевом монастыре в эту пору.

Новая епархия

В 1682 году указом царя Федора Алексеевича была образована Тамбовская епархия. Населял новую церковно-административную единицу «контингент», весьма неблагополучный с пастырской точки зрения, — языческие мордовские и черемисские племена, татары. Было много беглых и ссыльных. После Никоновой реформы сюда же потянулись от преследования властей старообрядцы. Первый тамбовский епископ Леонтий управлял епархией недолго и ничего не успел сделать для нее. В 1684 году его отрешили от кафедры «за некия вины». Срочно требовался новый архиерей — притом деятельный, известный благочестивой жизнью, способный нести миссионерские труды.

Выбор Патриарха Иоакима пал на архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима. В феврале 1685 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась его епископская хиротония. Но к своей тамбовской пастве он отправился не сразу, прожив еще около года в Москве, при Патриархе.

В начале 1686 года епископ Питирим выехал в Тамбов. Известно, что дорогой он заезжал в Воронеж для беседы с епископом Воронежским Митрофаном (1623—1703). Впоследствии он поддерживал почтительнодружеские отношения со святителем Митрофаном вплоть до своей смерти и относился к нему как к старшему брату и наставнику.

Торжественная встреча в Козлове, первом городе Тамбовской епархии, смутила владыку Питирима, не привыкшего к почестям (да так никогда и не полюбившего их). И в Тамбов он въехал ранним утром, когда его никто не ждал.

Труды святительские

Перед святителем Питиримом лежало дикое поле, едва тронутое плугом христианского просвещения. Рязанский епископ Мисаил (+1655/1656), пламенный проповедник и архипастырь из достойнейших, предпринимал в свое время миссионерские рейды в эти глухие места. Походы его были небезуспешны: многие язычники и магометане принимали крещение. Пропорционально успеху проповеди росла неприязнь к епископу со стороны закоренелых язычников. В селе Ямбирно (существует и сейчас, по современному административно-территориальному делению находится «в углу» Рязанской области, на стыке ее с Мордовией, Тамбовской и Пензенской областями) мордовцы убили его.

С тех пор охотников нести благую весть в тамбовские леса не обреталось. Церквей здесь было мало. Ветхие и бедные, не имевшие часто самых необходимых богослужебных книг и утвари, они отстояли друг от друга на десятки километров. Священники, в большинстве своем малообразованные, не пользовались авторитетом у населения. И не будет большим преувеличением предположить, что многие из крестников священномученика Мисаила за годы отсутствия должного пастырского попечения вновь совратились в язычество.

Свт. Питирим, не надеясь в одночасье переломить ситуацию, действовал более кротостью и личным примером, нежели суровыми распоряжениями. Он не раз объезжал свою епархию, подолгу беседовал с людьми, в доступных притчах излагая им основы христианского вероучения, объяснял молитвы, основывал церкви и за свой счет снабжал их всем необходимым. В кафедральном городе он завел школу для обучения детей духовенства, начал строительство каменного собора, основал мужской Трегуляевский монастырь и женский Вознесенский. Кстати, в Трегуляевской обители, где владыка любил уединяться для сосредоточенной молитвы, главный храм был Предтеченским — как и в вяземском монастыре.

Питирим - покровитель Тамбова

В 1698 году епископ Питирим умер. Его погребли у южной стены недостроенного Преображенского собора, и уже вскоре к его могиле потянулись верующие. После смерти владыки они осиротели: новый епископ Игнатий пробыл на Тамбовской кафедре всего около года, затем епархией «временноуправлял» митрополит Рязанский Стефан (Яворский), который, будучи еще и Местоблюстителем Патриаршего престола, не мог уделять достаточно сил своей тамбовской пастве. А потом Тамбовскую епархию и вовсе упразднили на несколько десятилетий.

Так и повелось, что своим отцом и помощником тамбовские христиане продолжали считать покойного владыку Питирима (у Бога-то мертвых, как известно, нет). К нему несли скорби, болезни, житейские невзгоды. Результатом народного почитания и многочисленных чудес, проистекавших от гроба епископа Питирима (к сожалению, фиксировать их начали только с 1819 года), явилась его канонизация в 1914 году.

Это необычайно выдающаяся личность России.


Саша Митрахович 04.05.2017 18:34
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча