Преподобный Герасим Болдинский

Преподобный Герасим Болдинский

На фото: Икона прп. Гграсима Болдинского — основателя Иоанно-Предтеченской обители в Вязьме и еще трех монастырей.

На счету преподобного Герасима Болдинского четыре основанных монастыря — Болдинский близ Дорогобужа, Предтечев в Вязьме, Троице-Введенский в Брынском лесу и Сверколуцкий в сорока километрах от Болдинской обители.

Рождение преподобного Герасима Болдинского

Неутомимый созидатель монастырей родился в 1489 году в Переславле-Залесском и в крещении получил имя Григорий. Родителей его звали Михаил и Мария, и больше никаких сведений о них нам Житие святого не сообщает. Зато рассказывает о том, что маленький Григорий, пренебрегая детскими забавами, любил уединение и церковную службу.

Постепенно храм стал его истинным домом — именно туда он устремлялся во всякую свободную минуту. Особенно привлекал отрока Горицкий Успенский монастырь, где подвизался в то время преподобный Даниил Переславский. Известность этого святого простиралась далеко за пределы Переславля-Залесского, он часто бывал в Москве — в частности, мы знаем, что великий князь Московский Василий III, севший на великое княжение в 1505 году, весьма уважал старца. Существует даже предание, что именно его государь просил впоследствии быть воспреемником своего первенца — будущего Ивана Грозного.

Герасим Болдинский, Начало пути

Так выглядит сейчас Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском.  Прп. Герасим был свидетелем его созидания.

Еще в тринадцатилетнем возрасте преподобный Герасим пришел к отцу Даниилу и умолил того принять его к себе. Он и постриг его в монашество с именем Герасим (в честь прп. Герасима Иорданского, жившего в V веке и широкой публике памятного тем, что приручил льва), взяв на себя руководство юным иноком. Когда преподобный Даниил основал в окрестностях города Троицкий
монастырь (на «божедомьи», то есть на том месте, где хоронили умерших внезапной или насильственной смертью — без покаяния и причастия; естественно, что это были в основном убогие, неместные, вообще «странные» люди), то Герасим по благословению своего духовного отца перешел туда. Известно, что специфический род его деятельности в монастыре заключался в изготовлении обуви. Житие даже называет его «кожешвецом». Но, конечно, не чурался он и другой работы — рубил дрова, молол муку, чинил ветхую одежду.

В 1526 году стремившийся к пустынножительству преподобный Герасим, получив благословение учителя, отправился в странствие и спустя два года поселился в смоленских землях, неподалеку от Дорогобужа, близ Смоленской дороги. Тут настигли его первые скорби, коих на его земном пути наберется еще порядочно.

В лесной чаще отца Герасима мучили страшные видения — не легче было и в общении с людьми. Многие в этих местах промышляли разбоем:

«Однажды, — читаем в Житии святого, — проходившие мимо свирепые люди... ругались на преподобного, зло били и влачили его».

Впрочем, и «мирные» окрестные жители не слишком отличались поведением от разбойников — опасаясь, что преподобный Герасим присвоит землю, на которой обосновался, они то и дело покушались на его жизнь. Подвижник голодал и холодал в своей ветхой хижине — чтобы не пропасть от голода, он ставил при дороге кузов для сбора милостыни и жил подаянием добрых путников. Но был у него и защитник: на дереве, под которым стояла келья святого, свил себе гнездо ворон, взявший на себя, в отсутствие преподобного, охрану его жилища и придорожного кузовка. Бывало, ворон своим криком отгонял не только лихого человека, но и голодного медведя.

«Не к унижению, а к прославлению»

Однажды, молясь в глубокой ночи, преподобный Герасим услышал звон множества колоколов. Благовест повторился и на вторую, и на третью ночь, после чего святой отправился на колокольный звон — неподалеку он обнаружил поляну близ речки, поразившую его своей красотой. Здесь, под ветвями могучего дуба, подвижник и приютился, назавтра же поставив крест и принявшись обустраивать «келейцу малу». Так было положено основание Болдину монастырю.

Но козни от окрестных жителей продолжились и на новом месте. Не сумев выдворить святого собственными силами, они решили действовать через начальство — принеся «дары» дорогобужскому наместнику, кляузники очернили в его глазах преподобного Герасима, и тот, не вдаваясь в разбирательство, решил заключить подвижника, избитого его слугами, в тюрьму.

Образ преподобных Герасима Болдинского и Герасима Иорданского в предстоянии Христу. Росписи в трапезной Введенской церкви Болдина монастыря.

Но Господь не оставил праведника. Когда вершился неправедный суд, в судную келью вошел посланник от государя. Он хорошо знал отца Герасима, бывавшего у великого князя с преподобным Даниилом. Увидев святого, посланник поклонился ему и попросил благословения. На вопросы же изумленного наместника рассказал, что за великий подвижник стоит перед ними в унижении. Дорогобужский наместник пал отцу Герасиму в ноги, прося прощения. Так дело и решилось:

«Суд над преподобным привел не к унижению, а к прославлению имени Герасима», — говорится в Житии.

Слухи и в те стародавние времена распространялись быстрее молнии — вскоре к преподобному потянулись люди, жаждавшие наставления и иноческой жизни. Тех, кто желал этого, святой оставлял у себя, снабжая для житья «шалашами». Собралась довольно многочисленная братия. В 1530 году преподобный Герасим сходил в Москву, получив разрешение великого князя Василия III на устройство обители. И не только разрешение, но и — что не менее существенно — необходимые средства. После возвращения преподобного в Болдино здесь быстро поднялась Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского.

Маршруты преподобного

Именно из Болдинской обители (прп. Герасим называл ее «Большой монастырь Болдин») начинались миссионерские маршруты святого, неизменно оканчивавшиеся основанием новых монастырей. И в Вязьму он ушел именно отсюда.

В разных источниках мотивировки этих путешествий святого инока приводятся разные: в Житии — это стремление на помощь людям, страдающим от тех, кто забыл Бога, в некоторых иных текстах — это побег от славы и поиск уединения... Скорее же всего, было и то, и другое, и третье.

Сень во Введенской церкви, где рака с мощами преподобного Герасима находится в холодное время года.

События всякий раз развивались по похожему сценарию — появление в неблагополучных местах, борьба с грешниками и их наставление, и — победа.

Вскоре по возвращении из Вязьмы преподобный отправился в Брынские (Брянские) леса, на реку Жиздру (за триста верст от Болдина) — на помощь местным жителям, изнемогавшим от бесчинств воров и разбойников. И тут, как и в Вязьме, по прошествии некоторого времени появилась обитель, которой управлять оставлен был ученик преподобного — отец Петр (Коростелев).

И еще один монастырь, «отстоявший на 30 верст от Дорогобужа вниз по Днепру, при большой дороге, на месте, которое прозывалось Сверковы Луки», основал (точнее, возродил) преподобный Герасим. Основал, сломив энергичное сопротивление местного землевладельца Я. А. Салтыкова, привыкшего использовать постройки пришедшего в запустение прежнего монастыря для ночлега в своих охотничьих забавах. Самого же противника святой наставил на путь истинный — тот позже принял монашеский постриг в Болдинской обители.

Преставился великий подвижник в Болдине 1 мая 1554 года, незадолго до кончины призвав к себе иноков всех созданных им монастырей и продиктовав им завещание, в котором еще раз сформулировал правила общежительства.

«Помните, — увещевал многочисленных учеников преподобный Герасим, — обеты ваши, которые произносили перед Богом, сохраняйте ангельский образ и отрекайтесь от мира...»

Ещё при жизни преподобный Герасим Болдинский стал Выдающейся личностью России.


Саша Митрахович 04.05.2017 17:56
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча