Триумфальные ворота у Тверской заставы Москва

Триумфальные ворота у Тверской заставы Москва

Обычай ставить триумфальные арки ради тех или иных торжественных событий (побед русского оружия, коронаций) повелся у нас с Петра I. Арки были, как правило, деревянными и подолгу не стояли. В 1814 году подобную деревянную арку возвели у Тверской заставы к торжественной встрече русских войск, возвращавшихся из европейского похода.

К середине 1820-х годов монумент обветшал, и, вероятно, его ждала бы участь других подобного рода сооружений — быть в скором времени разобранным. Но Николай I, посетивший Москву в 1826 году во время коронационных торжеств, высказал пожелание видеть в Москве у Тверской заставы каменные Триумфальные ворота — подобные тем, которые уже строились в то время в Петербурге у Нарвской заставы. Составление проекта поручили О. И. Бове — главному послепожарному архитектору первопрестольной. Он работал над ним в течение трех лет, и в 1829 году состоялась торжественная закладка новых Триумфальных ворот.

Строительство длилось пять лет. В 1834 году ворота, украшенные чугунными скульптурами работы И. П. Витали и И. Т. Тимофеева, были торжественно открыты. На аттике поместили надпись, утвержденную государем:

«Благословенной памяти Александра I, воздвигшего из пепла и украсившего многими памятниками отеческого попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

Больше ста лет простояли Триумфальные ворота на первоначальном месте, став за это время одной из визитных карточек Москвы. В 1899 году под их аркой прошел первый московский трамвай, следовавший от Страстной площади до Петровского парка.

В 1936 году ворота разобрали в связи с намеченной реконструкцией площади Белорусского вокзала. Скульптуры Витали и Тимофеева отправились в Донской монастырь, где попали в хорошую компанию — к горельефам храма Христа Спасителя.

Восстановили арку в 1960-е годы — но уже не на прежнем месте, а у Поклонной горы, и не в виде настоящих проезжих ворот, а в качестве монумента. При восстановлении, к сожалению, не были соблюдены изначальные пропорции Триумфальных ворот и, кроме того, использовались железобетонные конструкции.


Саша Митрахович 24.10.2017 07:50

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча