Улица Плющиха Москва история и достопримечательности

Улица Плющиха — улица в районе Хамовники Центрального административного округа Москвы. Проходит от Смоленской улицы до 2-го переулка Тружеников. Нумерация домов ведётся от Смоленской улицы.

Плющиха и ее окрестности - достаточно необычный район Москвы. Вроде бы, с одной стороны, древностей тут никаких не осталось — генеральные планы XX века здорово все перекроили. Ни в одну из заповедных зон города Плющиха не попала, и помнят ее в основном благодаря кинофильму «Три тополя на Плющихе». С другой стороны, есть у этой московской улицы что-то такое неуловимое, что старожилы называют «московским духом». Чего нет уже почти в пряничной Варварке или скучной Лубянке. И совсем утрачено, например, в пафосной Дмитровке.
Плющиха - отличное место, чтобы попытаться прочувствовать старую Москву. Конечно, не ту, дореволюционную - той уже не осталось нигде. Но вот «Москву детства», знакомую по старым фильмам, пожалуй, встретим. Надо только завернуть за гостиницу «Золотое Кольцо». Она уж очень не отсюда. Точнее, на Смоленской-Сенной площади смотрится вполне органично, этакий московский аналог «башен-близнецов», обрамляющих «сталинскую» высотку МИДа, - столичная эклектика. Но нам на Плющиху, у нее - свой дух, поэтому про бетон, стекло и металл «Золотого Кольца» забываем сразу же, как только оно остается за спиной. Время настроиться на иной лад и заполнить паузу, например, экскурсом в историю.
Плющиха: история улицы и ее названия
Трасса Плющихи проходит аккурат по линии древней дороги на Смоленск. В XV веке эта дорога, начинаясь от Арбата, резко поворачивала на юг за чертой нынешнего Садового кольца и вела к Крымскому броду на Москве-реке. С развитием дорожно-транспортной инфраструктуры Крымский брод стал Крымским мостом, а Смоленскую дорогу спрямили, построив мост на Дорогомилово. Тот, который ныне Бородинский.

Делиться на слободы эта часть территории за Земляным городом начала примерно в XVII веке. В современной топонимике до сих пор звучит та, старинная. Ружейный переулок, например, - по государевой Ружейной слободе. Мастера жили из Оружейной палаты. Новоконюшенный переулок - тоже от названия дворцовой слободы, Новой Конюшенной. Помётный Вражек - от государевых конюшен. Бережковская набережная, что на том берегу, - ну, это без объяснений понятно, Бережковская и есть Бережковская. На нашей стороне реки набережная Ростовская, тут были владения Ростовского митрополита. Как раз тогда, когда по Плющихе проходила дорога на Смоленск.
А вот Плющиха получила свое нынешнее название... Нет, ни по направлению на город, ни по храму, как обычно называли улицы в Москве. Хотя, когда-то в стародавние годы был у нее шанс назваться и по направлению - Смоленская, и по храму - Саввинская (тут находился Саввинский монастырь). Но не прижились. «Приросло» именно -Плющиха. И это даже не название древнего урочища. Плющиха - это... кабак.
Он открылся во второй половине XVII века. Находился примерно там, где мы сейчас проходим, в районе «Золотого Кольца» и клиники Управделами. Владельцем был некто Плющев. Вот и повелось - Плющиха. В тридцатые годы не осталось ни Саввинского монастыря, ни грандиозной церкви Смоленской Богоматери, отмечавшей начало дороги на Смоленск, а Плющиха осталась. И трактира Плющева нет - а Плющиха есть, неисповедима память народная.
В 1967 году история дала еще один неожиданный крюк - на Плющихе начали строить... муляж трактира. Точнее, декорацию кафе «Три тополя» для одноименного фильма. Не совсем там, где было питейное заведение Плющева, но относительно рядом. Весьма любопытное совпадение, учитывая, что рассказ А. Борщаговского, по которому снимали кино, никакого отношения к Плющихе не имел и назывался... «Три тополя на Шаболовке». На Плющиху действие было перенесено волевым решением режиссера Т. Лиозновой...
От Смоленки до Ружейного
На самом деле, примечательных сооружений на Плющихе не так уж и мало. Просто большинство выглядит очень современно. Еще в середине XIX века застройка улицы - в такой близости от центра! - была на две трети деревянной. Большинство того, что «в камне», появилось значительно позже, в эпоху московского модерна, а этот стиль названию своему в полной мере соответствует.
Хотя вот по нечетной стороне, чуть в глубине двора - маленький, едва ли не единственный тут в стиле классицизма дом 11. Соседство у него не самое привлекательное. По четной стороне - сильно изувеченное реконструкцией под банк здание Николаевского братолюбивого общества (дом 10) и клиника Управделами Президента (дом 14), архитектурно безликая, какой и подобает быть больнице современности. Вот почему дом 11 так и тянет пройти поскорей. Однако не стоит этого делать - домик-то с историей. В 1837-м - первой половине 1838 года, до переезда в Большой Каковинский переулок, здесь жила семья Толстых. Будущему писателю Льву Николаевичу тогда было восемь лет. Десятилетием позже в доме проживал медик, профессор Московского университета Александр Армфельд, принимал здесь Аксаковых, Погодина, Гоголя... Сейчас тут ДПС ГИБДД.

Всего сто пятьдесят метров, и на нашем пути еще одно примечательное место: этакие «три угла», перекресток, где в Плющиху с запада врезаются клином сходящиеся 2-й и 4-й Ростовские переулки. Эффектный планировочный нюанс соответственным образом закреплен архитектурно. Острый угол между переулками «держит» четырехэтажный дом с ротондой. Дом выстроен в 1915 году. Справа — его современник, более скромно выглядящий трехэтажный доходный дом с угловой частью, выделенной аттиком. Левый угол, левую «кулису» занял современный дом (2000 год), построенный на месте дореволюционного. Новодел, однако же, вписался - архитекторы уловили дух места, «отфиксировали» угол здания полуротондой, а восточный, выходящий на Плющиху, фасад оформили так, что не сразу и поймешь, что перед тобой - одно здание. А не, скажем, три разных, стоящих вплотную друг к другу. Один дом имитирует застройку целого квартала «единою фасадою»! Кстати, стилизацию под московский модерн тоже можно считать удачной. Не зря сооружение получило диплом конкурса на лучший реализованный проект 2000 года.
Далее по четной стороне Плющихи - «настоящий» московский модерн, доходный дом В. Киселева, выстроенный в 1913 году архитектором А. Мейснером. А напротив - весьма специфический «памятник», вернее, образчик строительства 1970-х годов - жилой дом в Ружейном переулке, 4. Дом высокий и очень узкий, с как бы нарочно скошенным глухим торцом, этакий девятиэтажный утюг посреди улицы. Какая-то неожиданная изюминка в этом есть...

И, кстати, если свернуть здесь в Ружейный переулок, а потом сразу направо в Земледельческий, окажемся у здания, где размещается репетиционная база и концертный зал знаменитого Ансамбля имени А. В. Александрова. Рядом - памятник композитору и дирижеру, открытый в 2013 году (скульптор - А. Таратынов, архитектор - М. Кореи).
От Ружейного до «Буревестника»
Движемся дальше... Правую сторону улицы почти на полкилометра занимает длиннющий жилой дом № 42 -индивидуальный проект 1973 года. Напротив него, на левой стороне, последовательно отмечаем:

№ 31 - еще один образчик модерна, но скорей не московского, а сурового, северного: доходный дом М. Щербаковой, построенный в 1912 году архитектором Н. Курдюковым и в советское время надстроенный;
№ 37 - сплошь в лесах реконструируемый под «клубный дом» бывший доходный дом А. Лепенина (архитектор В. Шауб, 1903 год);
№ 53 - бывший доходный дом А. Баумгартена, построенный в 1913-1914 годах архитектором Д. Челищевым в духе неоготики; утверждается, что это один из лучших образцов данного стиля в гражданской архитектуре Москвы.

Сразу за домом Баумгартена - торцевой фасад вытянувшегося на половину проезда Девичьего Поля здания Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (бывшей Академии имени М. В. Фрунзе). Напротив, на правой стороне - пустырь, отданный под Йеменское посольство, да так до сих пор и не застроенный, очевидно, в силу объективных, имеющих место в той части света обстоятельств. Через этот пустырь открывается замечательный - лучший, пожалуй, - вид на церковь Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке. Пока йеменцам не до стройки, наслаждаемся ракурсом.
Очень примечателен дом № 62, хотя невнимательный глаз может и пропустить его, до того «успешно» спрятан он нерадивыми градодельцами современности. «Закамуфлированный» деревьями бывшего сада клуба «Каучук», втиснутый между коробками сомнительных с точки зрения вкуса, но очень крупных новоделов... А меж тем дом этот на рубеже веков принадлежал знаменитому врачу-гинекологу В. Ф. Снегиреву.
Снегирев работал в Клиническом городке, ну и поселиться решил поближе к работе... В конце XIX века он заказал проект особняка известному мастеру Р. И. Клейну. Тот в архитектурном плане остался верен себе - этакая средневековая романтика в западноевропейском вкусе, с башенками, эркерами, высокими крышами... Снегирев прожил в этом доме почти четверть века, с 1895 по 1916 год.
Мы упомянули клуб завода «Каучук», а вот и он - выразительное здание в стиле конструктивизм, возведенное К. С. Мельниковым в 1927-1929 годах. Сам завод прежде располагался в Хамовниках, но в XXI веке его полностью перенесли поближе к МКАД - на улицу Генерала Дорохова, а на территории бывшей промзоны возводят, кто бы мог подумать, элитный жилой квартал... Оно, с одной стороны, и правильно - промышленности не место в центре города; другой вопрос, а украсит ли этот самый центр новомодная архитектура, как ее видят «элитарные» архитекторы...
Напротив мельниковского здания - последний объект Плющихи, на котором хотелось бы заострить ваше внимание. Стадион «Буревестник», один из старейших в Москве, открытый в 1909 году.