Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом вражке Москва

Содержание:
Несколько столетий назад на высоком левом берегу Москвы-реки, недалеко от современной Плющихи, находился вражек, то есть овраг, именовавшийся Помётным. Свое название он получил неспроста - по соседству располагался Новоконюшенный государев двор, и навоз оттуда отправляли именно в этот овраг... Когда именно Помётный вражек решили очистить - неизвестно, скорее всего, это произошло примерно в середине XIX века, тогда же и появилось альтернативное название - Чистый.
Над этим оврагом и стоял первый на этом месте деревянный храм Воздвижения креста. Когда он обветшал, на его месте в 1640 году решили заложить новую каменную церковь, которая и сохранилась до нашего времени.
Строительство Храма Воздвижения на Чистом вражке

Каменная церковь
Строительство храма Воздвижения креста на Чистом вражке длилось восемнадцать лет, и в 1658 году, наконец, освятили главный престол.

Но прошло почти полвека, и храм перестал вмещать всех молящихся. В самом начале XVIII столетия его решили перестроить. Крестовоздвиженскую церковь на Вражке возводили в традициях тогдашнего посадского строительства - двухсветный четверик, полукруглая апсида с трапезной и приделом во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». Этот придел с отдельной главкой и крестом появился в 1708 году.
Прошло еще полвека, и с 1762 года началась капитальная перестройка храма. Решено было увеличить алтарь, трапезную и существовавший придел. Четверик надстроили восьмигранным барабаном, а само здание украсили декором. Вероятно, все это великолепие сильно пострадало в пожаре Москвы 1812 года, поскольку известно, что в 1813 году храм пришлось освящать заново.
Следующие обновление храма Воздвижения на Чистом вражке начались через 30 лет. К церкви пристроили невысокую колокольню со шпилем, а в трапезной организовали придел по имя архангела Гавриила. Их освятили в 1852 году.
Также в XIX веке церковную территорию обнесли белокаменной оградой с гранитным цоколем, который служил подпорной стеной крутого склона оврага. А в конце 80-х годов того же века построили упорную каменную стену, чтобы укрепить насыпь, на которой стоит храм.
Окончательно же внешний вид храма Воздвижения на вражке сформировался к концу XIX века, когда появились помещения с апсидами и когда храм начали снова расширять. Автором проекта стал достаточно известный архитектор Ф. Н. Кольбе. Тогда по обе стороны главного алтаря вновь появились северный и южный приделы. В 1895 году их освятили. Это тот облик храма, что мы можем видеть сегодня.
История храма Воздвижения на вражке

Храм Воздвижения Креста Господня на вражке до революции был одним из самых богатых в Москве. Здесь служили патриарх Тихон и митрополит Серафим (Чичагов). А среди прихожан было немало выдающихся личностей.
В стенах Крестовоздвиженского храма служили такие знаменитые владыки, как митрополит Филарет (Дроздов), митрополит Серафим (Чичагов), немало сделавший для прославления Серафима Саровского, Патриарх Московский и всея Руси Тихон.
Еще до революции церковь на Чистом Вражке была одной из богатейших в Москве. После революции ополчившаяся на Церковь новая власть начала изъятие ценностей из храмов. Известно, что в 1918 году из Воздвиженской церкви на вражке было вынесено более четырехсот пудов (!) серебряной утвари. Через три года из храма изъяли еще «8 золотников золота и 16 пудов 3 фунта серебра». Правда, саму церковь тогда не закрыли. Патриарх Тихон в июле 1921 года служил здесь Божественную литургию, а в январе 1924 года совершил всенощное бдение и литургию на утро следующего дня.

После закрытия

Храм закрыли в 1930 году. Барабан и главу сломали, над четвериком сделали надстройку. Здания, находившиеся на территории церкви снесли. От колокольни остался только нижний ярус. В помещении храма устроили общежитие.
С настенными росписями обошлись безжалостно: сначала их взялись закрашивать, но через некоторое время они стали проступать через побелку. И тогда стенопись стали попросту сбивать. Однако времени на это, судя по всему, не хватило, потому что большая часть фресок все же сохранилась. Потом общежитие съехало, а в бывшей церкви обосновался фурнитурный цех швейного объединения «Москва».
В общей сложности храм не действовал более шестидесяти лет. Однажды кто-то даже предложил снести его, однако от этого проекта, к счастью, отказались. Здание даже внесли в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану - мол, все-таки памятник XVII века.
Возвращение верующим
В начале 1992 года храм было решено вернуть Церкви. И в апреле у его ограды отслужили первый молебен. А потом начались восстановительные работы. За основу взяли проект архитектора Ф. Н. Кольбе. Стараниями благотворителей, прихожан и духовенства дело продвигалось достаточно быстро. И 5 ноября того же года в южном приделе храма уже стали совершаться регулярные всенощные бдения. В начале сентября следующего, 1993 года освятили престол в честь архангела Гавриила и отслужили Божественную литургию. К концу 2000 года реставрация была закончена.
Сейчас у храма, как и раньше, два придела. Первый посвящен Собору Архангела Гавриила, второй - иконе «Всех скорбящих Радость».
Архитектура Крестовоздвиженского храма на вражке в Москве

Облик Крестовоздвиженского храма на вражке в Москве со временем менялся. От первоначального двусветного четверика осталась нижняя часть, надстроенная в конце XVIII века крупным восьмериком с окнами. И уже сверху был водружен маленький восьмигранный барабанчик с главкой. Получилось очень «по-московски».
Такая архитектурная традиция берет начало от нарышкинского барокко, его нагромождением друг на друга четвериков и восьмериков. В процессе распространения стиля и неизбежного прагматичного упрощения число громоздящихся ярусов уменьшалось до необходимого минимума, - так родился иконографический тип, на добрых сто лет (вторая половина XVII - две трети XVIII века, а то и дольше) ставший «классикой жанра» для Москвы и ее окрестностей, дальних и ближних.
Ныне существующий облик Крестовоздвиженский храм получил почти веком позже, но все же... Барокко, оно и есть барокко, даже в конце XVIII века, когда выглядит это анахронизмом, «восьмерик на четверике» уже слишком архаичен для эпохи, когда в свои права вступил классицизм, когда на четверик уже вовсю ставили ротонду.
Внутри храма Воздвижения Креста на вражке

Внутри храм Воздвижения Креста на вражке выглядит весьма просторным, благодаря полностью раскрытым в основной внутренний объем обширным приделам и достаточно высоким, по сравнению с многими подобными храмами, сводам трапезной. Учитывая, что трапезная и приделы появились на сто - сто пятьдесят - двести лет позже самого храма, это точно не было изначальной задумкой зодчих. Однако шли годы, приход рос, и ему требовалось большее помещение. Увеличение происходило последовательно. Так, на снимках Найденова 1882 года мы видим храм без приделов, но с широкой трапезной; значит, в это время и интерьер его как бы распадался на две части: широкую, для прихожан, и узкую - собственно храм. Глухие восточные стены трапезной наверняка зрительно сильно ограничивали, замыкали внутреннее пространство. С появлением двух приделов эти ограничения были сняты.
Интересно, что внутри для неискушенного зрителя храм кажется четырехстолпным. Действительно, вроде бы своды покоятся на четырех несущих столпах, расположенных в центре помещения. Однако, если присмотреться, становится ясно, что «четырехстолпность» - не более чем иллюзия; центр симметрии здания не является его конструктивным центром.
И в самом деле, столпы установлены не внутри основного четверика, а сбоку от него, так, что восточная пара столпов представляет собой несущую опору западной стены основного объема. От нее и перекинуты своды на восточную несущую стену четверика. Такая же конструкция и в трапезной:западная пара столпов - несущая для ее восточной оконечности, своды перекинуты на западную стену, к притвору. Пространство между столпами - это просто небольшой объем между храмом и трапезной, конструктивно, кстати, снаружи никак не выделяемый. Притвор располагается под колокольней и представляет собой обособленное помещение.
Изнутри стены окрашены в спокойные, приятные глазу пастельные тона. В простенках и на сводах - гризайль, в плафонах - большие живописные изображения на библейские темы. Иконостасы главного храма и приделов выполнены в одной стилистике - темного дерева, невысокие, украшенные достаточно сдержанной резьбой. Центральный иконостас - в четыре яруса, придельные пониже, трехъярусные.
Храм Воздвижения Креста на вражке в Москве богослужения контакты как добраться расположение на карте
Храм Воздвижения Креста на вражке в Москве расписание богослужений
Расписание богослужений уточняйте на сайте. Как правило, там публикуется расписание на два месяца.
Контакты
- Адрес: 119121, Москва, 1-й Тружеников пер., 8, ар. 3.
- Телефон: 8499 248-44-36.
- Электронная почта: hramkresta@yandex.ru
- Сайт: http://www.hramkresta.ru
Как добраться самостоятельно к храму
Метро «Киевская», «Смоленская», «Фрунзенская», «Парк культуры». Удобнее всего - от метро «Киевская» по пешеходному мосту на другую сторону реки, храм находится по правую руку.
Расположение Воздвиженского храма на карте Москвы