Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом вражке Москва

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом вражке Москва

Несколько столетий назад на высоком левом берегу Москвы-реки, недалеко от современной Плющихи, находился вражек, то есть овраг, именовавшийся Помётным. Свое название он получил неспроста - по соседству располагался Новоконюшенный государев двор, и навоз оттуда отправляли именно в этот овраг... Когда именно Помётный вражек решили очистить - неизвестно, скорее всего, это произошло примерно в середине XIX века, тогда же и появилось альтернативное название - Чистый.

Над этим оврагом и стоял первый на этом месте деревянный храм Воздвижения креста. Когда он обветшал, на его месте в 1640 году решили заложить новую каменную церковь, которая и сохранилась до нашего времени.


Саша Митрахович 04.10.2018 07:32

Строительство Храма Воздвижения на Чистом вражке

Строительство Храма Воздвижения на Чистом вражке

Каменная церковь

Строительство храма Воздвижения креста на Чистом вражке длилось восемнадцать лет, и в 1658 году, наконец, освятили главный престол.

Храм Воздвижения Креста Господня на старинной фотографии.

Но прошло почти полвека, и храм перестал вмещать всех молящихся. В самом начале XVIII столетия его решили перестроить. Крестовоздвиженскую церковь на Вражке возводили в традициях тогдашнего посадского строительства - двухсветный четверик, полукруглая апсида с трапезной и приделом во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». Этот придел с отдельной главкой и крестом появился в 1708 году.

Прошло еще полвека, и с 1762 года началась капитальная перестройка храма. Решено было увеличить алтарь, трапезную и существовавший придел. Четверик надстроили восьмигранным барабаном, а само здание украсили декором. Вероятно, все это великолепие сильно пострадало в пожаре Москвы 1812 года, поскольку известно, что в 1813 году храм пришлось освящать заново.

Следующие обновление храма Воздвижения на Чистом вражке начались через 30 лет. К церкви пристроили невысокую колокольню со шпилем, а в трапезной организовали придел по имя архангела Гавриила. Их освятили в 1852 году.

Также в XIX веке церковную территорию обнесли белокаменной оградой с гранитным цоколем, который служил подпорной стеной крутого склона оврага. А в конце 80-х годов того же века построили упорную каменную стену, чтобы укрепить насыпь, на которой стоит храм.

Окончательно же внешний вид храма Воздвижения на вражке сформировался к концу XIX века, когда появились помещения с апсидами и когда храм начали снова расширять. Автором проекта стал достаточно известный архитектор Ф. Н. Кольбе. Тогда по обе стороны главного алтаря вновь появились северный и южный приделы. В 1895 году их освятили. Это тот облик храма, что мы можем видеть сегодня.


Саша Митрахович 04.10.2018 07:35

История храма Воздвижения на вражке

История храма Воздвижения на вражке

Храм Воздвижения Креста Господня на вражке до революции был одним из самых богатых в Москве. Здесь служили патриарх Тихон и митрополит Серафим (Чичагов). А среди прихожан было немало выдающихся личностей.


В стенах Крестовоздвиженского храма служили такие знаменитые владыки, как митрополит Филарет (Дроздов), митрополит Серафим (Чичагов), немало сделавший для прославления Серафима Саровского, Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

Еще до революции церковь на Чистом Вражке была одной из богатейших в Москве. После революции ополчившаяся на Церковь новая власть начала изъятие ценностей из храмов. Известно, что в 1918 году из Воздвиженской церкви на вражке было вынесено более четырехсот пудов (!) серебряной утвари. Через три года из храма изъяли еще «8 золотников золота и 16 пудов 3 фунта серебра». Правда, саму церковь тогда не закрыли. Патриарх Тихон в июле 1921 года служил здесь Божественную литургию, а в январе 1924 года совершил всенощное бдение и литургию на утро следующего дня.

Так выглядел храм Воздвижения Креста на вражке в начале 1990-х годов.

После закрытия

Храм Воздвижения Креста на вражке в Москве. Реставрационные работы.

Храм закрыли в 1930 году. Барабан и главу сломали, над четвериком сделали надстройку. Здания, находившиеся на территории церкви снесли. От колокольни остался только нижний ярус. В помещении храма устроили общежитие.

С настенными росписями обошлись безжалостно: сначала их взялись закрашивать, но через некоторое время они стали проступать через побелку. И тогда стенопись стали попросту сбивать. Однако времени на это, судя по всему, не хватило, потому что большая часть фресок все же сохранилась. Потом общежитие съехало, а в бывшей церкви обосновался фурнитурный цех швейного объединения «Москва».

В общей сложности храм не действовал более шестидесяти лет. Однажды кто-то даже предложил снести его, однако от этого проекта, к счастью, отказались. Здание даже внесли в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану - мол, все-таки памятник XVII века.

Возвращение верующим

В начале 1992 года храм было решено вернуть Церкви. И в апреле у его ограды отслужили первый молебен. А потом начались восстановительные работы. За основу взяли проект архитектора Ф. Н. Кольбе. Стараниями благотворителей, прихожан и духовенства дело продвигалось достаточно быстро. И 5 ноября того же года в южном приделе храма уже стали совершаться регулярные всенощные бдения. В начале сентября следующего, 1993 года освятили престол в честь архангела Гавриила и отслужили Божественную литургию. К концу 2000 года реставрация была закончена.

Сейчас у храма, как и раньше, два придела. Первый посвящен Собору Архангела Гавриила, второй - иконе «Всех скорбящих Радость».


Саша Митрахович 05.10.2018 07:01

Архитектура Крестовоздвиженского храма на вражке в Москве

Архитектура Крестовоздвиженского храма на вражке в Москве

Облик Крестовоздвиженского храма на вражке в Москве со временем менялся. От первоначального двусветного четверика осталась нижняя часть, надстроенная в конце XVIII века крупным восьмериком с окнами. И уже сверху был водружен маленький восьмигранный барабанчик с главкой. Получилось очень «по-московски».

Такая архитектурная традиция берет начало от нарышкинского барокко, его нагромождением друг на друга четвериков и восьмериков. В процессе распространения стиля и неизбежного прагматичного упрощения число громоздящихся ярусов уменьшалось до необходимого минимума, - так родился иконографический тип, на добрых сто лет (вторая половина XVII - две трети XVIII века, а то и дольше) ставший «классикой жанра» для Москвы и ее окрестностей, дальних и ближних.

Ныне существующий облик Крестовоздвиженский храм получил почти веком позже, но все же... Барокко, оно и есть барокко, даже в конце XVIII века, когда выглядит это анахронизмом, «восьмерик на четверике» уже слишком архаичен для эпохи, когда в свои права вступил классицизм, когда на четверик уже вовсю ставили ротонду.


Саша Митрахович 05.10.2018 07:29

Внутри храма Воздвижения Креста на вражке

Внутри храма Воздвижения Креста на вражке

Внутри храм Воздвижения Креста на вражке выглядит весьма просторным, благодаря полностью раскрытым в основной внутренний объем обширным приделам и достаточно высоким, по сравнению с многими подобными храмами, сводам трапезной. Учитывая, что трапезная и приделы появились на сто - сто пятьдесят - двести лет позже самого храма, это точно не было изначальной задумкой зодчих. Однако шли годы, приход рос, и ему требовалось большее помещение. Увеличение происходило последовательно. Так, на снимках Найденова 1882 года мы видим храм без приделов, но с широкой трапезной; значит, в это время и интерьер его как бы распадался на две части: широкую, для прихожан, и узкую - собственно храм. Глухие восточные стены трапезной наверняка зрительно сильно ограничивали, замыкали внутреннее пространство. С появлением двух приделов эти ограничения были сняты.

Интересно, что внутри для неискушенного зрителя храм кажется четырехстолпным. Действительно, вроде бы своды покоятся на четырех несущих столпах, расположенных в центре помещения. Однако, если присмотреться, становится ясно, что «четырехстолпность» - не более чем иллюзия; центр симметрии здания не является его конструктивным центром.

И в самом деле, столпы установлены не внутри основного четверика, а сбоку от него, так, что восточная пара столпов представляет собой несущую опору западной стены основного объема. От нее и перекинуты своды на восточную несущую стену четверика. Такая же конструкция и в трапезной:западная пара столпов - несущая для ее восточной оконечности, своды перекинуты на западную стену, к притвору. Пространство между столпами - это просто небольшой объем между храмом и трапезной, конструктивно, кстати, снаружи никак не выделяемый. Притвор располагается под колокольней и представляет собой обособленное помещение.

Изнутри стены окрашены в спокойные, приятные глазу пастельные тона. В простенках и на сводах - гризайль, в плафонах - большие живописные изображения на библейские темы. Иконостасы главного храма и приделов выполнены в одной стилистике - темного дерева, невысокие, украшенные достаточно сдержанной резьбой. Центральный иконостас - в четыре яруса, придельные пониже, трехъярусные.


Саша Митрахович 05.10.2018 07:32

Храм Воздвижения Креста на вражке в Москве богослужения контакты как добраться расположение на карте

Храм Воздвижения Креста на вражке в Москве расписание богослужений

Расписание богослужений уточняйте на сайте. Как правило, там публикуется расписание на два месяца.

Контакты

  • Адрес: 119121, Москва, 1-й Тружеников пер., 8, ар. 3.
  • Телефон: 8499 248-44-36.
  • Электронная почта: hramkresta@yandex.ru
  • Сайт: http://www.hramkresta.ru

Как добраться самостоятельно к храму

Метро «Киевская», «Смоленская», «Фрунзенская», «Парк культуры». Удобнее всего - от метро «Киевская» по пешеходному мосту на другую сторону реки, храм находится по правую руку.

Расположение Воздвиженского храма на карте Москвы


Саша Митрахович 05.10.2018 07:35
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча