Митрополит Серафим Чичагов священномученик

Митрополит Серафим (Чичагов), чье имя неразрывно связано со Спасо-Преображенским собором, успел за свою жизнь прожить несколько жизней: он был и блестящим русским офицером, и пропагандистом народной медицины, и военным и церковным историком... Но главным его делом стала защита Русской Церкви в безбожные годы, накрывшие родную страну.
Митрополит Серафим - мученик из рода флотоводцев
Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 (21) января 1856 года в Петербурге. Он был отпрыском знаменитого дворянского рода, происходившего из Костромской губернии. Среди его предков — адмиралы В. Я. Чичагов и П. В. Чичагов. Окончив Михайловскую артиллерийскую академию, Леонид Чичагов участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. О его воинских умениях много говорит тот факт, что молодой офицер стал кавалером не только русских, но и французских, болгарских, румынских, черногорских орденов.
Чичагов написал и издал несколько трудов на военную тему, среди которых — «Французская артиллерия в 1882 году», «Доблести русских воинов», — подготовил к публикации мемуары своего знаменитого предка — адмирала П. В. Чичагова.
Участвуя в боях, Чичагов насмотрелся на страдания раненых и решил овладеть врачебными знаниями — при этом никаких медицинских учебных заведений он не оканчивал. Итогом его многолетних опытов стала система лечения на основе средств растительного происхождения, описанная врачом-самоучкой в двухтомном труде «Медицинские беседы».
Духовный сын о. Иоанна
Чичагов всегда был глубоко верующим человеком:
«Мы были воспитаны в вере и православии, но если и выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины»
— писал он.
Будучи гвардейским офицером, он часто посещал петербургский Спасо-Преображенский собор; в этом же храме в 1879 году Чичагов обвенчался с Наталией Дохтуровой. Самостоятельные занятия богословием превратили его в редкого эрудита в этой области знаний. Весь ход жизни логически подводил его все ближе и ближе к Церкви. Но и то сказать — наставник у Леонида был удивительный. Еще в 1878 году офицер познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским и с тех пор ничего не предпринимал без его благословения. По совету своего духовника в 1890 году Чичагов вышел в отставку в звании полковника, а уже в 1893 году его рукоположили во священники, после чего он переехал в Москву. В это время отцу Леониду приходилось нелегко — сильно болела его жена; в 1895 году она скончалась.
После этого отец Леонид решил окончательно посвятить себя Богу — в 1898 году он принял монашеский постриг с именем Серафим и чуть позже стал настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Он издавна глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Монах Серафим (Чичагов) сыграл огромную роль в канонизации святого. Он побывал в Дивеевском монастыре и написал его летопись. Монахиня Пелагея, знавшая старца лично, напутствовала его:
«Вот хорошо, что ты пришел... Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей, прославления».
Наш герой (к тому времени уже архимандрит) добился аудиенции у императора Николая II, подарил тому летопись. Царь велел ему провести подготовительную работу по канонизации Серафима Саровского, которая состоялась в 1903 году.
Подвижник и Государственный деятель
Священномученик, поставленный в 1905 году во епископы Сухумские, вплоть до начала Первой мировой войны занимал различные кафедры — в Сухуме, Орле, Кишиневе. Везде он славился благотворительностью, всюду занимался просвещением и распространением духовной литературы. В 1912 году его возвели в сан архиепископа.
В годы Первой мировой войны архиепископ Тверской и Кашинский Серафим участвовал в помощи беженцам, организации госпиталей и оснащении санитарных поездов. После Февральской революции 1917 года Тверской епархиальный съезд принял совершенно неканоничное постановление, предлагавшее владыке покинуть кафедру — свою роль тут сыграли всем известные монархические убеждения архиерея. Это, впрочем, не помешало ему участвовать в Поместном соборе 1917—1918 годов. А после октября дело решилось «само собой» — большевики, без всяких постановлений, выслали архиепископа Серафима из Тверской губернии из-за его «реакционных» взглядов.
Сражения за Церковь
В 1918 году сщмч. Серафим был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую кафедру. Однако в столицу Польши, отделившейся от России, он так и не попал. С 1920 года владыка Серафим служил в Москве, а год спустя большевики арестовали его по подозрению в том, что после приезда в Польшу он якобы собирался «координировать фронт... помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». После освобождения последовали высылка в Архангельскую область, новые аресты, пребывание в Воскресенско-Феодоровском монастыре близ Шуи... В общем, история, слишком нам теперь знакомая.

Власть митрополита Сергия (Страгородского) митрополит Серафим признал сразу и бесповоротно. С 1928 года он — митрополит Ленинградский. Первое богослужение в Ленинграде митрополит совершил 18 марта именно в Спасо-Преображенском соборе, столь знакомом ему с юных лет. Во время пребывания в Ленинграде владыка боролся с возникшими внутри Церкви сильными течениями — иосифлянами (противниками примирения с советской властью) и обновленцами (сторонниками радикальных реформ Церкви), стремясь сохранить единство русского православия.
К прискорбию властей, его богослужения отличались благоговейностью и торжественностью, а его проповеди пользовались большой популярностью у горожан. В 1930 году при Троице-Измайловском соборе даже появилось «Общество митрополита Серафима». Спустя год владыка добился перезахоронения на кладбище Александро-Невской Лавры двух своих предшественников на митрополичьей кафедре Петербурга-Петрограда-Ленинграда — Исидора и Палладия.
Последнее богослужение в северной столице — 24 октября 1933 года — митрополит Серафим совершил все в том же Спасо-Преображенском соборе.
Мученическая гибель Митрополита Серафима
С октября 1933 года владыка Серафим — на покое. 77-летний архипастырь покинул Ленинград; сначала он жил в Москве, а затем под Москвой — в двух комнатах загородной дачи недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги. К нему приезжали церковные иерархи, среди них — и митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I.
Владыка работал над вторым томом «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», но закончить его не успел. 30 ноября 1937 года его арестовали и доставили в тюрьму на Таганку. Спустя неделю священно-мученика приговорили к расстрелу за «контрреволюционную монархическую агитацию». 11 декабря 1937 года приговор был приведен в исполнение на печально известном Бутовском полигоне под Москвой.
Незадолго до смерти владыка Серафим произнес:
«Церковь переживает сейчас время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви — тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением».
Канонизации митрополита Серафима
В ноябре 1988 года митрополита Серафима полностью реабилитировали. Его внучка В. В. Черная (с 1994 года — монахиня Серафима) собирала материалы для канонизации деда. Ее усилия не пропали даром. В 1997 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил владыку к лику святых.
Возродился интерес и к творческому наследию митрополита Серафима. В 1993 году был издан двухтомник «Да будет воля Твоя», куда вошли многие труды архипастыря. Впоследствии его переиздали с добавлением новых материалов. В 2011 году священномученик получил признание и со стороны медицинского сообщества — на съезде православных врачей его имя внесли в Золотую книгу Петербурга.
Митрополит Серафим выдающаяся личность Петербурга и великий Русский святой.