Серафимо-Дивеевский монастырь

Содержание:
Серафимо-Дивеевский монастырь (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь, в обиходе - Дивеевский монастырь) — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными православными церквями как четвёртый «земной Удел Пресвятой Богородицы».
История возникновения Серафимо-Дивеевского монастыря

Серафимо-Дивеевский монастырь своим образованием обязан богатой дворянке Агафье Семеновне Белокопытовой. Овдовев, Агафья решила уйти в монастырь, выбрав Фроловскую обитель и приняла там постриг с именем Александра.
Как-то ей явилась Пресвятая Богородица, которая молвила идти ей на север России и в указанноми месте, служить Богородице до скончание дней своих. Александра так и поступила, двинулась в путь и дойдя до села Дивеево остановилась на отдых. Место это понравилось ей, берег речки был высок и с возвышенности открывался живописный вид на окружающую местность. Мать Александра присела у стены небольшой деревянной церкви. Усталая, она уснула и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь и услышала от нее следующее:
«Вот то самое место, которое я повелела тебе искать, живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих».
Александра распродала все свои имения, на вырученные деньги на месте явления ей Божией Матери возвела каменную Казанскую церковь.
Матушка Александра была человеком великолепно образованным, досконально изучившим все уставы, и к ней постоянно стекались люди за советом, судом и молитвенной поддержкой. Местная помещица Жданова пожертвовала матушке свои земли рядом с церковью, на ней возвели келий, в которых и поселились Александра и послушницы. Сестры стали шить свитки и вязать чулки для Саровской обители, а монастырь, в свою очередь, снабжал маленькую общину всем необходимым.
Вскоре мать Александра обратила внимание на подвижника Серафима, тот жил уединившись в Саровских лесах в непрестанной молитве, стоя на коленях на двух камнях. Всех приходящих к нему Серафим приветствовал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!»
После смерти матушки Александры Серафим Саровский стал заботиться о ее сестрах, он устроил для дивеевских сестер новую мельницу и велел обнести мельничную территорию канавкой и валом. Так образовалась Мельничная община, переросшая вскоре в Серафимо-Дивеевский монастырь, которому суждено будет стать четвертым уделом Пресвятой Богородицы на Земле.
Ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря

При игуменье Марии (Ушаковой) Серафимо-Дивеевская обитель стала такой, какой мы видим ее сегодня. С 1862 по 1904 год в монастыре появились предсказанные Серафимом Саровским постройки - Свято-Троицкий собор, игуменский корпус с храмом Марии Магдалины, трапезный храм, посвященный Александру Невскому, колокольня, а также десятки служебных корпусов и келейных зданий. Ансамбль Серафимо-Дивеевского . . .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Дивеевский монастырь история

Сам Дивеевский монастырь был, как мы сейчас бы сказали, самоокупаемым. Он получал доход от множества мастерских: девушки владели всевозможными техниками вышивки, умели делать литографии, писали иконы, занимались фотографией... В обители были свои портные, ткачихи, швеи. Кроме того, сестры возделывали огромный сад и огород, содержали житницы, водокачку, иконную и бакалейную лавки. Отдельные корпуса были отведены под богадельню, стоматологический кабинет, приют для девочек-сирот и престарелых сестер.
В начале XX века нижегородский епископ Иоанникий так охарактеризовал обитель: «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты!» Пожалуй, сказано очень метко!
Дивеевский монастырь после революции
После бурных событий октября 1917 года монастырь лишился всех своих владений - земли, хутора, угодья были изъяты. Женский монастырь превратился в трудовую артель, однако все дивеевские храмы, в том числе Троицкий собор, оставались действующими. Так продолжалось до 1927 года, когда обитель окончательно упразднили, а в соборе устроили сначала зернохранилище, а затем склад стройматериалов...
Троицкий собор вернули церковной общине в октябре 1989 года. А через несколько месяцев, уже весной, на нем установили крест. Присутствовавшие при этом событии верующие потом вспоминали, что в небе тогда неожиданно появилась радуга. Вскоре состоялось освящение главного придела, и в соборе возобновились богослужения.
А летом 1991 года произошло еще одно знаменательное событие - в обитель торжественно привезли обретенные незадолго до этого мощи преподобного Серафима Саровского и установили раку, конечно же, именно в Троицком храме.
Святая Канавка Дивеевского монастыря

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря, выделяющей его среди прочих, является Святая Канавка.
История Святой Канавки начинается с 1829 года, когда пришло известие о выделении Серафиму трех десятин земли, он распорядился в первую очередь обойти ее, вбивая колышки и укладывая между ними камушки - ведь по весне колышки могло смыть талой водой, а камушки остались бы на своих местах.
По заповеди Божией Матери участок было необходимо окружить канавкой глубиной в три аршина, а из вынимаемой земли сформировать вал - тоже высотой в три аршина. На склоне для его укрепления следовало посадить кусты крыжовника.
Однако сестры почему-то медлили копать канавку. И вот ночью, в канун праздника Троицы - 2 июня 1829 года, - как гласит летопись, преподобный духом перенесся в Дивеево, и одна из монахинь вдруг увидела, что батюшка лично стоит и копает... Она бросилась рассказывать об увиденном остальным, те побежали к канавке и бросились в ноги батюшке Серафиму. А когда поднялись - никого не увидели. На земле лежали только мотыжка и лопата. А канавка с аршин уже была прокопана. Тут уж и сестры взялись за дело. Работа кипела три года, даже в лютые зимы монашки рубили мерзлую землю.
Когда закончили рыть Канавку, преподобный Серафим Саровский скончался, оставив сестрам своей обители устав, данный самой Богородицей. И завещал при обходе Святой Канавки читать Архангельское приветствие «Богородице, Дево, радуйся». Произнести это правило следовало 150 раз. Кто-то успевал сделать это за один обход, кто-то - за три.
В 1842 году начали засыпать Святую Канавку всевозможным мусором. Навели через нее мосты, что батюшка Серафим категорически запрещал делать. В середине XIX века по Святой Канавке уже разъезжали в экипажах. Говорят, однажды, не выдержав такого надругательства, одна из сестер воскликнула: «Канавка, Канавка, возопий за нас до Неба!»
Лишь к середине 1860-х годов, когда Дивеевской игуменьей стала Мария (Ушакова), Святую Канавку начали приводить в порядок. Первым делом снесли все мосты и переходы, затем вывезли мусор. Посыпали желтым песком дорожку на валу. И взяли за правило каждый день ходить там с молитвой.
XX век
После революции Святую Канавку Дивеевского монастыря частично засыпали, вал сровняли. После войны того хуже - через Канавку проложили различные коммуникации, а в южной ее части устроили канализацию. В 1991 году, когда в России началось возрождение духовной и религиозной жизни, о Канавке напоминали только тополя, посаженные вдоль нее.
Всерьез заняться приведением в порядок Святой Канавки удалось только в последних числах августа 1997 года. Работы начались сразу же после торжественного молебна.
Теперь, в веке XXI, все невзгоды, выпавшие на долю обители, кажется, остались позади. И каждый день вдоль Святой Канавки снова проходят десятки верующих, перебирая четки и молясь Пресвятой Богородице.
Вещи святого Серафима в Дивеевском монастыре

На фото: Одежда и обувь преподобного Серафима, головные уборы, рукавицы и лапти.

В Дивеевском монастыре собрано немало вещей, принадлежавших батюшке Серафиму Саровскому. После смерти преподобного их перенесли в обитель из его лесных пустынек; после революции эти реликвии бережно хранили у себя разъехавшиеся монахини.
Сейчас, рассматривая шерстяную мантию Серафима, его холщовую епитрахиль и поручь с оловянной пуговицей, большие лапти, рукавицы, армяк и скуфью, невольно пытаешься представить, каков был батюшка при земной жизни.
Также в обители можно увидеть вериги прп. Серафима, фрагмент камня, на котором он молился, его мотыжку и топор; табуретку, обгоревшую в пожаре, который вспыхнул в момент кончины старца, горшок, в котором батюшка готовил себе еду, его келейные иконы.
Говорят, что вещи старца даже монахов порой удивляли своей простотой. А некий богач однажды спросил преподобного Серафима: «Зачем ты такое рубище носишь на себе?». И получил такой ответ: «Иоасаф царевич данную ему пустынником мантию счел выше и дороже царской багряницы».
Время от времени витрины, где хранятся святыни, открывают и дают возможность верующим приложиться к ним. В такие моменты понимаешь, что сейчас, как и в прежние времена, «любовь, которою окружены эти реликвии, не поддается описанию - во всем святое отношение к святыне: пылинке не дадут сесть заботливые сестры». Это отмечали паломники сто с лишним лет назад, и это остается неизменным сегодня.
Дивеевский монастырь богослужения контакты как добраться расположение на карте

Богослужения в Дивеевском монастыре
Расписание служб необходимо узнавать на официальном сайте Свято-Троицкого Серафимо-Дйвеевского монастыря.
Контакты
- Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь
- Телефон: 8 (831-34) 4-34-45
- Электронный адрес паломнического центра: palomnik.dm@yandex.ru
- Сайт: http://www.4udel.nne.ru/
Как добраться самостоятельно в обитель
Из Нижнего Новгорода - с автовокзала на площади им. Лядова в Дивеево ходят автобусы, как прямые, так и с пересадкой в Арзамасе. Автомобилем - по трассе Р158 на Арзамас, Дивеево.
На автомобиле из Москвы лучше ехать по Горьковскому шоссе (М7), перед Владимиром свернуть на Муром, а дальше - через Навашино, Кулебаки, Ардатов - до села Дивеево.