Свято-Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Свято-Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Содержание:

Дивеевский монастырь обретал популярность и привлекал множество паломников и богомольцев. Так что со временем стало понятно: разрастающейся обители нужен новый собор.

Участок земли для строительства пятиглавого собора приобрел еще преподобный Серафим Саровский на свои деньги и завещал беречь. Он предвидел, что церковь возведут не скоро, однако говорил: «Собор-то какой у нас будет! Диво... Куда лучше Саровского, и будут они нам завидовать!»

Храм, и правда, заложили лишь в июне 1848 года. Однако почти двадцать лет никаких работ не велось. Деньги, которые были изначально пожертвованы на строительство, до общины так и не дошли. Пришлось выходить из положения по-своему: на монастырской земле устроили кирпичный завод и стали выпускать собственные стройматериалы.

С наступлением холодов строительство приостанавливалось. Но происходили чудеса: в заколоченном соборе сестры отчетливо слышали звуки непрекращающихся работ. Видимо, сами ангелы пришли на помощь людям. По ночам многие замечали над храмом необыкновенный свет.

Так, постепенно, дело спорилось, и вот дошло до освящения. Освящать собор решили в честь Живоначальной Троицы. Интересно, что когда в 1874 году начали устанавливать крест на новый храм, то над ним, откуда ни возьмись, стали виться три белых голубя, а ниже кругами летали три журавля. Освятили собор на следующий год.

Освящение совпало с праздником иконы Божией Матери «Умиление». Ей же был посвящен один из четырех приделов Свято-Троицкого собора. Второй придел посвятили Владимирской Оранской иконе Богородицы, а третий - обретению главы Иоанна Предтечи. Четвертый же придел игуменья Мария отказывалась освящать долгих 28 лет. Она свято верила, что рано или поздно батюшка Серафим все же будет прославлен в лике святых, и тогда именно ему можно будет по праву посвятить оставшийся придел. Игуменья не ошиблась: прославление произошло в 1903 году, и сразу за этим событием последовало освящение четвертого придела.

Росписи в соборе выполнены художниками из Троице-Сергиевой Лавры.

Сегодня Свято-Троицкий собор предстает перед нами во всем своем величии. Помимо мощей преподобного Серафима, в храме можно увидеть личные вещи батюшки. Кроме того, в центре храма в киотах находятся иконы Богородицы «Умиление» и Прп. Серафима Саровского - копия с его прижизненного портрета.


Саша Митрахович 03.02.2019 11:53

Свято-Троицкий собор внутри

Свято-Троицкий собор внутри

На внутреннюю отделку собора долго не хватало средств, так что все работы шли очень медленно. Но в итоге сестры украсили стены живописными полотнами, на которых были изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов.

Вообще, убранство собора поражало изяществом. Согласно сохранившемуся описанию, в алтаре за престолом стояло большое распятие, а за ним - картина великолепной работы. Говорили, что изображение Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи мира, производило сильнейшее впечатление на всех, входящих в храм.

Росписи сплошь покрывают стены, и своды Троицкого собора Дивеевского монастыря.

Сегодня внутри Троицкого собора Дивеевского монастыря обширно, пространство собора полностью раскрыто от стены до стены, от пола до потолка. Храм впечатляюще грандиозен. Из многочисленных окон, расположенных в два яруса, струится солнечный свет, заливая собой весь внутренний объем. Основные акценты в интерьере - иконостас, чтимые иконы и рака с мощами святого преподобного Серафима Саровского.

Главный иконостас большой, пятиярусный, с центральным образом «Спас в силах» над царскими вратами. Венчает его икона Святой Троицы с Распятием над ней. Алтарные преграды боковых приделов ниже и скромней, но тем не менее выполнены в той же манере, что и главный иконостас.

Слева и справа от подъема на солею, у восточной пары несущих столпов, в красивых резных (под стать иконостасам) напольных киотах размещены самые почитаемые иконы обители. Слева - образ Преподобного Серафима; это копия с прижизненного портрета святого старца. Справа - икона Божией Матери «Умиление» работы дивеевских насельниц, рубеж XIX - XX веков.

Свято-Троицкий собор внутриГлавная храмовая и монастырская святыня - мощи преподобного Серафима - пребывает в раке под богато украшенной сенью у левого несущего столпа. Сень выполнена в традиционной русской манере, с характерным островерхим золоченым шатром и главками с крестами.

Грани несущих столпов оформлены в виде полуколонн, покрытых росписью сверху донизу. На каждой полуколонне помещаются по три ростовых фигуры святых, расположенных друг над другом. Живописью сплошь покрыты стены и своды. Изображения святых и фрески на библейские темы искусно оттеняются геометрическим орнаментом. Роспись - в византийском стиле, цветовая гамма традиционная: преимущественно охра,лазурь и кармин. Эту удивительную стенопись выполнили художники Троице-Сергиевой Лавры.

Вдоль стен на уровне окон второго света протянулись галереи. Это - характерный прием в архитектуре больших соборов, выстроенных в русско-византийском стиле. Традиционно на этих галереях-балконах устраивались хоры, приделы, места для высоких гостей или же просто - подсобные помещения, например библиотека.

В подкупольном пространстве подвешено грандиозное, чуть ли не во всю высоту храма позолоченное паникадило.


Саша Митрахович 03.02.2019 15:16
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча