Успенская церковь Ивангород

Внутри одной из частей древней Ивангородской крепости, а именно на пространстве Большого Бояршего города, стоят похожие друг на друга церкви — одна в честь Успения Пресвятой Богородицы с Покровским приделом, другая во имя святителя Николая Чудотворца.
Успенская церковь находится в западной части Большого Бояршего города Ивангородской крепости, в 14 метрах от его западной стены. Она представляет собой сложную композицию из двухэтажной трех-апсидной церкви с галереей и одноэтажного одноапсидного придела у ее юго-восточного угла. Основной объем храма и придел — бесстолпные, перекрыты куполами на световых барабанах. На первом этаже в основном объеме находится одностолпная палата.
Церковь выстроена из серого плитняка, который добывался тут же, под Ивангородской крепостью. Из такого камня сложены все постройки XIII—XVII веков в Псковской земле. Псковский плитняк — мягкий, в отличие от достаточно плотного своего московского «родича» (основного каменного строительного материала центральной России), почти не поддается обработке. Местная строительная традиция знает только два вида продукции из него — тесаные плиты и блоки.
Фундаменты церкви устроены непосредственно на скальном основании и состоят из двух рядов необработанных известковых блоков высотой около 40 см. Стены четверика дошли до нас сильно измененными: почти полностью уничтожена восточная стена — конструкции, лежащие выше, опираются на позднюю кирпичную кладку; наполовину растесаны южная и северная стены; растесан западный портал.
Значительную роль в композиционном решении Успенской церкви играет галерея. Она окружает основной объем храма на уровне второго этажа. Северный и южный фасады галереи имеют по четыре арки, западный — пять.
Барабан, украшенный аркатурным поясом, опирается на стены четверика. Он прорезан восемью вытянутыми почти на всю высоту окнами.
Окна расположены так, что по осям «запад — восток» и «север — юг» приходятся простенки. Внутри оконные проемы растесаны, но сохранились следы их первоначальной формы.
Алтарная часть храма имеет высоту несколько меньшую, чем четверик. Апсида разделена на три части, перекрытые коробовыми сводами и увенчанные узким карнизом.
Особо почитаются прихожанами Успенской церкви Ивангорода список Тихвинской иконы Божией Матери XIX века, а также единственный сохранившийся образ из довоенного убранства — икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», написанная на холсте.
Успенский храм Ивангорода Внутри

Внутреннее пространство Успенской церкви Иван-города необычно наличием одностолпной палаты в подклете.
На Руси известно три храма, имеющих подобное архитектурное решение и выстроенных примерно в одно время с Успенским. Это возведенный в 1514— 1515 годах одноапсидный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Москве, Троицкая церковь Трубчевска, примерно датируемая временем между 1503 и 1520 годами, и храм Никиты за Яузой, вероятно, появившийся до 1533 года.
Сейчас в подклете освящен престол во имя священномучеников Александра и Димитрия, пресвитеров Ивангородских.
Внутреннее убранство ивангородского Успенского храма чрезвычайно лаконично. Здесь нет никакого декора, настенных росписей. Единственное исключение, которое, впрочем, можно считать составляющей декора лишь отчасти, — это узкий валик на стыке между четвериком и барабаном. Штукатурка положена тонким слоем, поэтому неровности профиля стены хорошо заметны. Привычный нам деревянный иконостас отсутствует. Иконы местного, праздничного и деисусного рядов крепятся прямо на стену. В левой части солеи находится киот с чтимой иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», написанной на холсте. У северной стены размещено Распятие.
Псковские зодчие при выкладке сводов и арок из местного серого плитняка никогда не получали геометрически правильных, «циркульных», форм. Как отмечают уже цитированные нами М.Мильчик и Д. Петров, Успенская церковь Ивангорода, вероятно, является единственным древнерусским памятником Новгородско-Псковской земли, где есть тесаные профили. Слабость камня не позволила мастерам выполнить полную классическую профилировку, но такая попытка была ими предпринята. Все арки и своды церкви устроены геометрически правильно, все распалубки связаны точно.
Успенская церковь в Ивангороде, по мнению исследователей, не оказала серьезного влияния на развитие русской архитектуры XVI века, оставшись «самодовлеющим» памятником. Ее тип не получил дальнейшего развития. При этом ивангородский храм ярко характеризует эпоху великих князей Московских Ивана III и Василия III — время активного освоения итальянского наследия, создания новых архитектурных типов и образцов, расцвета творческих исканий.