Вениамина Каверин биография

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Этот девиз героев известного романа стал, наверное, визитной карточкой и самого писателя Вениамина Каверина, автора «Двух капитанов». История, начавшаяся в 1930-е годы, оказалась удивительно современной и сегодня, для тех мальчишек и девчонок XXI века, что мечтают не об офисной карьере менеджера или бухгалтера, а о морях и небе, дальних странствиях и приключениях.
Уроженец древнего Пскова Вениамин Каверин (1902-1989) написал немало рассказов, повестей, романов, таких как «Открытая книга», «Перед зеркалом», «Наука расставания», трилогия «Освещенные окна». Но главной книгой его жизни стали «Два капитана». Во многих своих произведениях Вениамин Александрович не раз вспоминал Псков - город далекого детства.
Дружеские узы
С детства писателя окружала музыка: он родился в семье капельмейстера пехотного полка, а его мать, получившая блестящее образование и владевшая сетью музыкальных магазинов, не раз устраивала в городе выступления таких звезд, как Федор Шаляпин. Супругом сестры Вениамина Елены был известный писатель Юрий Тынянов. Именно он посоветовал Вениамину после окончания гимназии отправиться на учебу в Ленинград. Там в университете Каверин занимался на философском факультете университета и арабском отделении Института живых восточных языков.
Тынянов был не только старшим товарищем Вениамина, но и наставником в вопросах литературы. Именно он стал первым слушателем и объективным критиком первых сочинений Каверина, убедил его всерьез заняться прозой, а тот в лице Юрия обрел истинную дружбу - чувство, воспетое им на многих страницах будущих книг. Комиссию по литературному наследию Тынянова Каверин потом возглавлял до последних дней своей жизни.
Псевдоним он тоже выбрал под впечатлением дружбы. Настоящая фамилия писателя была Зильбер. Кавериным же он стал, «имея в виду друга Пушкина, лихого гусара. Мне импонировало его мужество и смелость».

С 1984 года большая дружба связала уже зрелого писателя с областной детской библиотекой родного Пскова. Ее работники и друзья, поклонники творчества Каверина, стали инициаторами создания в городе литературного музея автора «Двух капитанов». С 1990 года и сама библиотека называется в честь писателя. Он посетил ее и лично передал очередные памятные вещи в 1986 году, приехав на 200-летие школы № 1 - бывшей мужской гимназии, в которой когда-то учился.
В июне 1995 года у здания библиотеки открылся памятник «Два капитана» с фигурами Сани Григорьева и капитана Татаринова. Работу питерских скульпторов Андрея Ананьева и Михаила Белова в свое время одобрил сам Каверин: «Этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа “Два капитана”».
Творчество Каверина нашло немало отражений в современном искусстве. Многие его произведения экранизированы, по роману «Два капитана» написаны опера и известный мюзикл Георгия Васильева и Алексея Иващенко «Норд-Ост». Судьба этой постановки связана с драматическими событиями в Москве, где в 2002 году в Театральном центре на Дубровке прямо в ходе сценического действия состоялся захват заложников вооруженными террористами, повлекший в итоге многочисленные жертвы.

Каверинский Псков
Еще в 1920-е годы писатель обратился к давним впечатлениям о родном городе, создавая черновой вариант книги «Конец хазы». Ее персонажи исполняют известную воровскую песню «Мы со Пскова два громилы!», которую Каверин явно слышал еще в детстве. Город в 1-й части трилогии «Открытая книга» - «Юность Тани» именуется Аопахиным с весьма узнаваемыми псковскими историческими местами, включая известный Ольгинский мост, названный в честь первой христианской правительницы Киевской Руси.
В автобиографических «Освещенных окнах» фигурирует и сам Псков, и старинные названия его улиц. Реки города Энска, Тихая и Песчинка, из «Двух капитанов» соответствуют Пскове и Великой. В 1980-е годы Вениамин Александрович написал два рассказа «Загадка» и «Разгадка» о тихом городке под названием Бартенев. Его монашеская обитель и часовня Негасимой лампады весьма напоминают даже названиями часовню Негасимой свечи и Мирожский монастырь в Пскове.
Впечатлениями детства пронизаны многие страницы творчества Каверина, придавая им удивительную реальность и узнаваемость в описаниях различных мест и уголков природы. Оценивая же пройденный творческий путь, страницы своей жизни, впоследствии писатель признавался: «Самое интересное в ней все-таки мое детство и юность. Уверен: если бы не было такого детства и такой юности, я не написал бы всех своих книг...»