Владимир Михайлович Петляков авиаконструктор

Владимир Михайлович Петляков авиаконструктор

Под занавес жизни Владимира Михайловича Петлякова его судьба заложила крутой вираж. Творец стального героя кинофильма «Хроника пикирующего бомбардировщика», наиболее массового по объемам производства в истории советского авиастроения и казанского, в частности, разбился на самолете, который сам же и спроектировал.


За свои разработки Петляков был удостоен Сталинской премии I степени. Верховный Главнокомандующий оценил их по достоинству: пикирующие бомбардировщики внесли неоценимый вклад в дело Победы над Германией. Однако нашлись и другие люди, из числа пилотов и их семей, винивших в гибели отцов и боевых товарищей авиаконструктора, якобы не доработавшего в должной степени свое детище. Но было ли у него на это время?

Обстоятельства потребовали создать новый бомбардировщик в 1940 году, и Петляков сделал это, успев представить самолет на предвоенном параде в Москве. Война была уже на пороге, и времени на доводку, а тем более модернизацию, крылатой машины не оставалось. А скоро не стало и многих самолетов, уже сделанных в Москве: в первые часы войны их уничтожила немецкая авиация прямо на аэродромах, даже не дав взлететь.

В результате Пе-2 со сравнительно небольшой бомбовой нагрузкой, определенными сложностями при пилотировании и как следствие - высокой аварийностью, массово выпускался в Казани силами местных и эвакуированных сюда предприятий авиапромышленности.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2. Музей авиации в Монино.

До мая 1945-го на базе Пе-2 выпустили 22 модификации самолета, и это были не только бомбардировщики, но и штурмовики, торпедоносцы, истребители и даже «Параван». Последний имел тросы, натянутые от носовой части к концам крыльев, чтобы отводить или разрезать стропы заградительных аэростатов, при помощи которых боролись с авиацией противника и наши, и немцы. По данным статистики, всего было создано около 11,5 тысяч самолетов марки Пе-2, из которых более 10 тысяч собрали на Казанском авиационном заводе имени Горбунова.

Но век их авиаконструктора оказался недолог: с начала войны судьба отмерила Петлякову всего лишь полтора года жизни.

12 января 1942 года в 14 часов 30 минут один из двух самолетов, летевших в паре в сторону Москвы, на высоте около ста метров загорелся, спикировал вниз и взорвался уже на земле. Это был пикирующий бомбардировщик Пе-2, заводской номер 14-11, а трагедия случилась неподалеку от станции Казанской железной дороги Камкино, возле деревни Мамешево.

Обломки самолета разбросало на 150 метров. Среди них были найдены три значительно обгоревших тела летчика, штурмана и радиста. Четвертое принадлежало человеку, не числившемуся в экипаже самолета. Им оказался конструктор бомбардировщика Петляков, которого, как позднее выяснилось, многие отговаривали от полета на этом самолете, предлагая иные способы добраться в Москву по срочному вызову начальства. Но Владимир Михайлович спешил: нужно было решать с наркомом авиапрома Шахуриным дальнейшую судьбу выпуска «пешек», ведь месяц назад приняли решение развернуть в Казани производство туполевского самолета Ту-2.

Потом Андрей Туполев с горечью скажет на похоронах своего друга и ученика: «Что же ты наделал, Володька!» Оказалось, что торопившийся Петляков полетел, даже не надев летного костюма, а провожающим заявил: «Парашют на своей машине мне не нужен».

Петляков оказался единственным из главных советских авиаконструкторов, погибших во время войны, суровыми и мужественными рабочими которой стали он и его самолеты.

И гремят бои без нас,
Но за нами нет вины -
Мы к земле прикованы туманом,
Воздушные рабочие войны.

Ким Рыжов

Послесловие

Могила авиаконструктора Петлякова на Арском кладбище в Казани.

На Арском кладбище Казани есть могила, о которой в послевоенном городе конца 1940-х годов ходили слухи, один другого причудливей. Говорили, что стоявший там памятник будто бы оскверняли, разрушали и даже стреляли по нему, а злоумышленники-де - заезжие летчики. Это казалось тем более странным, что могила эта известного авиаконструктора Владимира Петлякова, создателя Пе-2 и Пе-8 - знаменитых пикирующих бомбардировщиков.

Загадки гибели Петлякова

Гибель Владимира Петлякова на самолете, только-только вылетевшем в командировку из Казани в Москву, долгое время порождала разговоры и как следствие всяческие домыслы. Поговаривали даже о возможной диверсии. Шутка ли: из тела погибшего командира экипажа медики извлекли пулю! Однако на ней не оказалось следов стволовой пистолетной нарезки, и следовательно, она вылетела в результате взрыва личного оружия одного из членов экипажа. Ожоги на телах погибших были прижизненными, и, следовательно, огонь бушевал в кабине, еще когда бомбардировщик падал.


Саша Митрахович 15.12.2018 09:09
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча