Владимир Михайлович Петляков авиаконструктор

Под занавес жизни Владимира Михайловича Петлякова его судьба заложила крутой вираж. Творец стального героя кинофильма «Хроника пикирующего бомбардировщика», наиболее массового по объемам производства в истории советского авиастроения и казанского, в частности, разбился на самолете, который сам же и спроектировал.
За свои разработки Петляков был удостоен Сталинской премии I степени. Верховный Главнокомандующий оценил их по достоинству: пикирующие бомбардировщики внесли неоценимый вклад в дело Победы над Германией. Однако нашлись и другие люди, из числа пилотов и их семей, винивших в гибели отцов и боевых товарищей авиаконструктора, якобы не доработавшего в должной степени свое детище. Но было ли у него на это время?
Обстоятельства потребовали создать новый бомбардировщик в 1940 году, и Петляков сделал это, успев представить самолет на предвоенном параде в Москве. Война была уже на пороге, и времени на доводку, а тем более модернизацию, крылатой машины не оставалось. А скоро не стало и многих самолетов, уже сделанных в Москве: в первые часы войны их уничтожила немецкая авиация прямо на аэродромах, даже не дав взлететь.
В результате Пе-2 со сравнительно небольшой бомбовой нагрузкой, определенными сложностями при пилотировании и как следствие - высокой аварийностью, массово выпускался в Казани силами местных и эвакуированных сюда предприятий авиапромышленности.

До мая 1945-го на базе Пе-2 выпустили 22 модификации самолета, и это были не только бомбардировщики, но и штурмовики, торпедоносцы, истребители и даже «Параван». Последний имел тросы, натянутые от носовой части к концам крыльев, чтобы отводить или разрезать стропы заградительных аэростатов, при помощи которых боролись с авиацией противника и наши, и немцы. По данным статистики, всего было создано около 11,5 тысяч самолетов марки Пе-2, из которых более 10 тысяч собрали на Казанском авиационном заводе имени Горбунова.
Но век их авиаконструктора оказался недолог: с начала войны судьба отмерила Петлякову всего лишь полтора года жизни.
12 января 1942 года в 14 часов 30 минут один из двух самолетов, летевших в паре в сторону Москвы, на высоте около ста метров загорелся, спикировал вниз и взорвался уже на земле. Это был пикирующий бомбардировщик Пе-2, заводской номер 14-11, а трагедия случилась неподалеку от станции Казанской железной дороги Камкино, возле деревни Мамешево.
Обломки самолета разбросало на 150 метров. Среди них были найдены три значительно обгоревших тела летчика, штурмана и радиста. Четвертое принадлежало человеку, не числившемуся в экипаже самолета. Им оказался конструктор бомбардировщика Петляков, которого, как позднее выяснилось, многие отговаривали от полета на этом самолете, предлагая иные способы добраться в Москву по срочному вызову начальства. Но Владимир Михайлович спешил: нужно было решать с наркомом авиапрома Шахуриным дальнейшую судьбу выпуска «пешек», ведь месяц назад приняли решение развернуть в Казани производство туполевского самолета Ту-2.
Потом Андрей Туполев с горечью скажет на похоронах своего друга и ученика: «Что же ты наделал, Володька!» Оказалось, что торопившийся Петляков полетел, даже не надев летного костюма, а провожающим заявил: «Парашют на своей машине мне не нужен».
Петляков оказался единственным из главных советских авиаконструкторов, погибших во время войны, суровыми и мужественными рабочими которой стали он и его самолеты.
И гремят бои без нас,
Но за нами нет вины -
Мы к земле прикованы туманом,
Воздушные рабочие войны.Ким Рыжов
Послесловие

На Арском кладбище Казани есть могила, о которой в послевоенном городе конца 1940-х годов ходили слухи, один другого причудливей. Говорили, что стоявший там памятник будто бы оскверняли, разрушали и даже стреляли по нему, а злоумышленники-де - заезжие летчики. Это казалось тем более странным, что могила эта известного авиаконструктора Владимира Петлякова, создателя Пе-2 и Пе-8 - знаменитых пикирующих бомбардировщиков.
Загадки гибели Петлякова
Гибель Владимира Петлякова на самолете, только-только вылетевшем в командировку из Казани в Москву, долгое время порождала разговоры и как следствие всяческие домыслы. Поговаривали даже о возможной диверсии. Шутка ли: из тела погибшего командира экипажа медики извлекли пулю! Однако на ней не оказалось следов стволовой пистолетной нарезки, и следовательно, она вылетела в результате взрыва личного оружия одного из членов экипажа. Ожоги на телах погибших были прижизненными, и, следовательно, огонь бушевал в кабине, еще когда бомбардировщик падал.