Арское кладбище Казань

Арское кладбище - уголок густой зелени, птичьего щебета и почтительной тишины в самом центре Казани.
Арское кладбище - огромный некрополь - часть большой судьбы тысячелетнего мегаполиса. Не случайно еще Генрих Гейне утверждал, что каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним же умирает, а под всякой могильной плитой лежит всемирная история.
Арское кладбище Казани прежде называлось Куртинским - от слова «куртина», обозначающее, по Владимиру Далю, обособленный участок земли, небольшой остров либо кладбище. Оно зародилось и стало расширяться, скорее всего, еще в XVII веке, а на исходе следующего столетия на его границе была выстроена церковь Ярославских Чудотворцев.
Регулярный план Казани составил в 1768 году первый профессиональный зодчий в истории города, губернский архитектор Василий Иванович Кафтырев. Арское кладбище значилось на планах 1780 и 1842 годов, а также рукописной геометрической карте от 1796 года. Появлением собственной церкви оно обязано указам Екатерины II, на которую сильное впечатление произвела чума в Москве (1771): массовая смерть тысяч людей и гибель архиепископа Московского. Амвросий был буквально растерзан толпой из-за того, что повелел убрать из свободного доступа Боголюбскую икону Божией Матери, дабы избежать скоплений людей во время эпидемии.
Императрица запретила «хоронить умерших в городах при церквях», приказав «отводить для этого особые кладбища за городом... с построением при кладбищах особых церквей».
Первые известные захоронения состоялись на Арском после 12 и 13 июля 1774 года. Тогда были преданы земле тела пугачевцев, убитых во время штурма посада и кремля, защитников и мирных жителей города, погибших в ходе боевых действий, всего около 300 человек.
Известны имена горожан, погребенных здесь еще в XVIII столетии. Это коллежский советник Григорий фон Данстерн (1798), дворянка Екатерина Иванова (1791), купеческая жена Татьяна Каменева (1779). В числе самых ранних захоронений кладбища, сохранившихся ныне, - могила «именитого по службам» купца 2-й гильдии и городского головы Осипа Семеновича Петрова.
Поистине прав был Владимир Высоцкий, говоря, что «на кладбище все спокойненько». «Ни громов треск, ни ветров свист», ни житейские бури не беспокоят тех, кто погребен в этой скорбной земле.
В сегодняшнем Арском некрополе «жизнь проводят» в основном захоронения горожан, живших в течение XIX и XX веков. И по сей день в Казани трудно отыскать семью или фамильную династию, представители которых не были бы погребены здесь.
Еще до российских революций XX века Арское кладбище перестало быть исключительно православным. Здесь хоронили и иудеев, и католиков, и лютеран. Поначалу на кладбище были особо отведенные им зоны, однако после Октября 1917-го, с приходом в страну идеологии воинствующего атеизма, все стало перемешиваться. И сегодня захоронения татар соседствуют с могилами православных и старообрядцев, а на участке территории, известном среди казанцев как «еврейское кладбище», погребено немало русских.
Совсем рядом с порогом церкви Ярославских Чудотворцев начинается область православного некрополя Арского кладбища. За алтарем храма погребены многие выдающиеся деятели церкви как города, так и всего Казанского края. У северного бокового входа можно увидеть могилу ректора Казанской духовной академии, архимандрита Иннокентия, в миру Ивана Матвеевича Новгородова (1823-1868), скончавшегося от туберкулеза, которым он болел еще с молодости. На могиле архимандрита установлен оригинальный памятник, изображающий церковный аналой с лежащим на нем Евангелием.
Здесь же погребен ректор духовной академии, протоиерей Владимирский (1821-1906). Примечательно, что Александр Поликарпович был деканом первого историко-филологического отделения философского факультета Императорского Казанского университета, профессором богословия, логики и психологии, а также настоятелем Крестовоздвиженской церкви этого вуза.
В честь Казанской духовной академии Первая пешеходная аллея Арского погоста ранее называлась «академической», поскольку именно здесь хоронили большинство ее профессоров и преподавателей. В их числе доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев, активно полемизировавший с апологетами дарвинизма и материализма.
Профессор академии, филолог Иван Яковлевич Порфирьев занимался историей российской словесности, участвовал в создании научного описания фондов уникальной библиотеки в Соловецком монастыре. Поблизости погребен историк и богослов Иван Петрович Гвоздев, а если немного прогуляться по арским аллеям, то можно отыскать могилу профессора и Духовной академии, и Казанского университета Виктора Ивановича Несмелова. Этот философ и богослов известен своим фундаментальным двухтомным исследованием в области христианской антропологии «Наука о человеке».

В числе захоронений знаменитых казанцев на Арском кладбище одно из самых известных и посещаемых - семейные могилы Лобачевских: самого Николая Ивановича (1792-1856), автора неэвклидовой геометрии и ректора Казанского университета, а также его старшего брата Александра, дочери Софьи Казиной и внука Нила, прожившего всего 4 года и 9 месяцев.