Влахернский монастырь Деденево

Приближаясь к поселку Деденево издалека виден вознесшийся над деревьями и крышами жилых домов величественный, голубой в золотую звездочку, купол с изящным барабанчиком-беседкой на нем. Это — собор Спаса Нерукотворного Образа, главный храм Спасо-Влахернского женского монастыря в поселке Деденево.
Влахернский монастырь в Деденево — относительно молодой, середины XIX века, само село (ныне — поселок) значительно древнее. По некоторым сведениям, в 1295 году здесь был убит разорявший русскую землю ордынский царевич Тудан, он же, в русской транскрипции, Дюдень. Помните «Дюденеву рать»? Вот это как раз о нем. И название населенного пункта тоже, как иногда утверждается, оттуда. Правда, в духовных грамотах Деденево упоминается только в 1504 году, но не запретишь ведь поселку иметь красивую легенду о своем происхождении?
В XVIII веке Деденево принадлежало семье Головиных, фамильной святыней которой являлся список Влахернской иконы Божией Матери. В 1713 году для нее построили деревянный Спасский храм. В 1798 году обветшавшую церковь начали перестраивать в камне. А в 1854 году при ней сформировалась женская община, семь лет спустя преобразованная в полноценный монастырь. Спасским он называется — по главному храму, Влахернским — по главной святыне. Интересно, что для того, чтобы устроить обитель, Головины даже перенесли на другое место свой родовой дом.
Отметим, что перестройка Спасского храма, начатая в конце XVIII века, затянулась — лишь к 1818 году закончили трехкупольный храм, а в середине столетия его расширили, сделав пятиглавым. В 1886 году собор обзавелся новой колокольней, изначально стоявшей отдельно. К 1890 году построили обширную трапезную, объединив в один ансамбль ампирный собор и эклектичную колокольню.
Собор — безусловно, главный и самый выразительный храм обители, но обратите внимание и на скромную деревянную церковь рядом — это храм Димитрия Солунского, перевезенный сюда из села Горбунова еще до революции, точнее — его реплика. Оригинальная церковь сгорела в 1930-е годы. Кстати, и собор в советское время сильно пострадал. Да что там, едва не был снесен — в 1937 году его пытались взорвать, но не смогли: купола и своды обрушить богоборцам удалось, но тело храма устояло, что дало возможность пусть не в скором времени, но восстановить его.
Возвращаясь к деревянной церковке: будете в Спасо-Влахернском монастыре, подойдите к двум скромным могилкам подле нее. Под простыми деревянными крестами погребены — точнее, перезахоронены — деденевские матушки: схимонахини Серафима (Кочеткова; 1858—1928) и Мария (Буторова; год рождения неизвестен, умерла в 1939 году). Обе очень почитаемы в этих краях.
Серафима (до пострига Мавра) памятна в обители как «неусыпная молитвенница и великая постница». После того как она в молодые годы решила посвятить себя Богу, ее стали одолевать всевозможные искушения, — и тогда Мавра в молитве обратилась за помощью к Господу... Мы не знаем в точности, что произошло тогда, но она получила ответ и узнала, что ради избавления от бесовской напасти должна перенести тяжкую болезнь. Вскоре ее разбил паралич, и до конца жизни матушка Серафима была прикована к постели, но при этом у нее открылся дар предвидения, к ней потянулись жаждущие поддержки...
Матушка Мария происходила из крестьян, в раннем детстве ослепла. Родители отдали ее на воспитание в Спасо-Влахернскую обитель, где она покорила и насельниц, и визитеров своим редким умением никогда не унывать, а главное — дарить радость всем, кого снедала печаль.
Обе матушки умерли после революции, когда монастырь уже был закрыт. Их похоронили на обычном сельском кладбище. Когда его сносили, местные жители долго хлопотали о перенесении останков из двух «бесхозных» могилок в обитель. И добились своего. По рассказам местных жителей, матушки Серафима и Мария и после смерти творят чудеса: избавляют от скорбей, помогают в осуществлении заветных желаний.