Внутри храма Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклове

Внутри храма Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклове

Внутреннее пространство храма Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклове отличается прекрасной простотой, заставляющей вспомнить о «золотом сечении». Это — круглое в плане помещение, восточная часть которого после ремонта будет отделена иконостасом. Проект иконостаса уже готов — стилистически он ориентирован на иконостас, существовавший в церкви до революции. Собственно, это единственная преграда в храме — здесь нет ни привычных нам арочных проемов, дробящих храм, ни приделов, всё — компактно и вместе с тем просторно. Именно просторно — при относительно небольших размерах внутреннего пространства визуально оно воспринимается как очень вместительное; этот эффект достигается благодаря тому, что при переходе из арочной галереи в церковь архитектурные элементы резко укрупняются, сообщая иллюзию грандиозности помещения, предназначенного для богомольцев.

Важную роль играет и абсолютная симметрия архитектурных элементов, которых относительно немного; главные из них — крупные пилястры, поддерживающие карниз и ребра купола. Эта симметрия как бы удваивает, если не утраивает объем, зрительно увеличивая его. Кроме того, симметричное расположение деталей формирует атмосферу гармоничной строгости и торжественности, в которой, впрочем, нет ничего угрожающего и подавляющего; перед нами — красота в чистом виде, та красота, какой «красиво» небо, «красива» вечность. Есть в этом ощущении вечности, исходящем от интерьера церкви, что-то надмирное, что-то от последней правды, которую мы столь редко воспринимаем в земной жизни.

 Схема расположения скульптур на балюстраде.Увы, сейчас все это ощутить практически невозможно, остается лишь «включать» воображение, додумывать то, как тут вскоре будет. Вскоре — то есть по окончании ремонта и снабжении храма необходимой церковной утварью. После возвращения подмокловской церкви верующим в ней совершались богослужения — в совершенно спартанских условиях: с временной солеей, среди ободранных стен с остатками дореволюционных росписей. Сейчас же нет и этого — все пространство до самого купола занимают строительные леса. Но в этих лесах уже предчувствуется будущий праздник обновленного храма.

Напоследок — несколько слов о белокаменной скульптуре на балюстраде, которая, вкупе с другими элементами экстерьера, как бы подготавливает богомольца к восприятию внутреннего пространства. В начале 1980-х годов неизвестные злоумышленники сбросили пять фигур на землю. Те раскололись на части — впоследствии их удалось восстановить, ныне они находятся в серпуховском Троицком соборе. Остальные одиннадцать скульптур в 1984 году, на время реставрационных работ, были сняты; в 1992 году их поставили обратно — но в достаточно произвольной последовательности. Сейчас их снова нет на балюстраде — к окончанию ремонта будут изготовлены их копии, в связи с чем особую актуальность получает задача: восстановить правильную последовательность расположения фигур апостолов и евангелистов, так как эта последовательность при устроении храма была продиктована вполне определенной «смысловой» программой.


Саша Митрахович 26.01.2018 12:22

Читать следующую статью

Храм Рождества Пресвятой Богородицы Подмоклово расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Читать предыдущую статью

Архитектура церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча