Подмоклово храм Рождества Пресвятой Богородицы

Подмоклово храм Рождества Пресвятой Богородицы

Совершенно неожиданный для России храм-ротонду построил в своем имении Подмоклове князь Григорий Федорович Долгоруков. История его сооружения хранит в себе несколько загадок, отгадыванием которых с увлечением занимаются исследователи.

Строительство храм Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово

Приступая к строительству каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово, Долгоруков ориентировался на ренессансные образцы, попытавшись укоренить (вполне в духе Петра I: одним махом, волевым действием, без оглядки на прошлое!) поразившую его гармоническую красоту зодчества эпохи Высокого Возрождения у себя на родине.

Строительство храма в Подмоклово шло трудно. Первая артель из села Красного Костромского уезда здание построила быстро, но непрочно, в результате возведенный «вчерне» храм рухнул.

В мае 1718 года за дело взялись московские каменщики из артели Ивана Каландина, а строительные работы — по прежнему же проекту — возглавил новый иноземец: некий капитан Андрей Шульц, руководивший на протяжении нескольких следующих лет не только собственно строительством храма, но и его отделкой.

К 1720 году здание храма Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово было готово. Московский резчик Иван Афанасьев сын Зимин «с товарищи» подрядился в течение лета церковь украсить каменной резьбою и изготовить шестнадцать скульптур апостолов и евангелистов для их размещения на балюстраде.

Казалось бы, дело сделано — ан нет, не имелось иконостаса, церковной утвари, и оставались недоделки, которые, по обыкновению, доделываются долго. А в 1723 году Григорий Федорович Долгоруков скончался. Его сыновья к Подмоклову быстро охладели, их теперь вела генеральная идея выдать замуж за Петра II внучку Григория Федоровича Екатерину и, породнившись с Романовыми, подняться на самую вершину власти. Чем это кончилось, известно — после воцарения императрицы Анны Иоанновны семейство Долгоруковых ждала катастрофа: все они, лишенные званий и имущества, отправились в сибирскую ссылку, а Подмоклово было отписано «на ее императорское величество».

Лишь при императрице Елизавете Петровне, освободившей оставшихся в живых Долгоруковых, село вернулось к своим прежним владельцам, точнее — к внуку строителя Богородице-Рождественского храма Николаю Сергеевичу Долгорукову, который, снабдив его необходимой утварью, подал в Синод прошение об освящении церкви, почти сорок лет стоявшей «без пения»! Синод это прошение удовлетворил.

Православные храмы Московской области.


Саша Митрахович 26.01.2018 09:50

Подмокловский храм Рождества Пресвятой Богородицы история

Подмокловский храм Рождества Пресвятой Богородицы история

На фото: Так Богородице-Рождественский храм в Подмоклово выглядел перед началом нынешних реставрационных работ.

На всем протяжении своего тихого дореволюционного существования подмокловский храм испытывал нехватку средств, оттого-то столь долго готовилось и совершалось всякое его переустроение. Показательный пример таких затяжек: дело о подмокловской колокольне. На решение «колокольной» проблемы церкви понадобилось без малого сто двадцать лет!

Лишь к 1913 году возвели наконец колокольню высотой около 13 метров. Увы, стесненность в средствах дала о себе знать — это сооружение не украсило изящный Богородице-Рождественский храм и выглядело рядом с ним слишком утилитарно.

В 1875 году храм наконец-то сделали теплым, сложив в нем печи. Для сохранности тепла в храме заложили большую часть арок обходной галереи (не тронули только арки восточной, алтарной, части). Позже исчезла и балюстрада. И... постройка перестала «лететь» над приокскими полями, присев на землю.

В 1882 году Богородице-Рождественский храм украсили росписями, поновили фрески (дополнив их), на клиросах устроили два иконостаса, исправили кровлю и стены и возобновили деревянную церковную ограду.

В таком виде подмокловский храм встретил революцию 1917 года. Большевико то закрывали церковь, то возвращали ее верующим.

В 1935 году здание было объявлено историко-культурным памятником и взято на государственную охрану.

К 1970-м годам уникальный храм оказался совершенно заброшен и медленно, но верно разрушался.

В начале 1980-х годов неизвестные злоумышленники сбросили пять (из шестнадцати) скульптур с балюстрады на землю, вследствие чего те раскололись на куски. Общественность забила тревогу — власти услышали голоса тех, кому была небезразлична родная история, и в 1983 году начались реставрационные работы, продлившиеся около десяти лет. Реставраторы, помимо прочего, вернули храму первоначальный облик, открыв заложенные в XIX веке арки.

В 1992 году справедливость наконец восторжествовала — подмокловский храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Церкви.


Саша Митрахович 26.01.2018 10:36

Архитектура церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово

Архитектура церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово

Богородице-Рождественская церковь выстроена из крупного кирпича, которого на здание пошло 200 тысяч штук. Размеры храма-ротонды: высота с крестом — более 32 метров, высота до вершины купола — около 28 метров, высота аркады — около 5 метров; «внешний» диаметр — около 23 метров, «внутренний» диаметр (собственно церковного помещения) — чуть больше 13 метров.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово представляет собой в плане идеальный круг, то есть перед нами «чистая» ротонда, отсылающая к лучшим образцам ренессансной архитектуры. Ныне считается очевидной его «генеалогическая» связь с великими произведениями итальянского Возрождения; с ними Г. Ф. Долгоруков познакомился во время своего вояжа по Италии.

Мы видим двусветную ротонду, окруженную в нижнем ярусе идеальной палладианской арочной галереей, а вверху увенчанную мощным куполом с люкарнами, на который поставлен световой барабан с еще одним полусферическим куполом.


Саша Митрахович 26.01.2018 10:45

Внутри храма Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклове

Внутри храма Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклове

Внутреннее пространство храма Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклове отличается прекрасной простотой, заставляющей вспомнить о «золотом сечении». Это — круглое в плане помещение, восточная часть которого после ремонта будет отделена иконостасом. Проект иконостаса уже готов — стилистически он ориентирован на иконостас, существовавший в церкви до революции. Собственно, это единственная преграда в храме — здесь нет ни привычных нам арочных проемов, дробящих храм, ни приделов, всё — компактно и вместе с тем просторно. Именно просторно — при относительно небольших размерах внутреннего пространства визуально оно воспринимается как очень вместительное; этот эффект достигается благодаря тому, что при переходе из арочной галереи в церковь архитектурные элементы резко укрупняются, сообщая иллюзию грандиозности помещения, предназначенного для богомольцев.

Важную роль играет и абсолютная симметрия архитектурных элементов, которых относительно немного; главные из них — крупные пилястры, поддерживающие карниз и ребра купола. Эта симметрия как бы удваивает, если не утраивает объем, зрительно увеличивая его. Кроме того, симметричное расположение деталей формирует атмосферу гармоничной строгости и торжественности, в которой, впрочем, нет ничего угрожающего и подавляющего; перед нами — красота в чистом виде, та красота, какой «красиво» небо, «красива» вечность. Есть в этом ощущении вечности, исходящем от интерьера церкви, что-то надмирное, что-то от последней правды, которую мы столь редко воспринимаем в земной жизни.

 Схема расположения скульптур на балюстраде.Увы, сейчас все это ощутить практически невозможно, остается лишь «включать» воображение, додумывать то, как тут вскоре будет. Вскоре — то есть по окончании ремонта и снабжении храма необходимой церковной утварью. После возвращения подмокловской церкви верующим в ней совершались богослужения — в совершенно спартанских условиях: с временной солеей, среди ободранных стен с остатками дореволюционных росписей. Сейчас же нет и этого — все пространство до самого купола занимают строительные леса. Но в этих лесах уже предчувствуется будущий праздник обновленного храма.

Напоследок — несколько слов о белокаменной скульптуре на балюстраде, которая, вкупе с другими элементами экстерьера, как бы подготавливает богомольца к восприятию внутреннего пространства. В начале 1980-х годов неизвестные злоумышленники сбросили пять фигур на землю. Те раскололись на части — впоследствии их удалось восстановить, ныне они находятся в серпуховском Троицком соборе. Остальные одиннадцать скульптур в 1984 году, на время реставрационных работ, были сняты; в 1992 году их поставили обратно — но в достаточно произвольной последовательности. Сейчас их снова нет на балюстраде — к окончанию ремонта будут изготовлены их копии, в связи с чем особую актуальность получает задача: восстановить правильную последовательность расположения фигур апостолов и евангелистов, так как эта последовательность при устроении храма была продиктована вполне определенной «смысловой» программой.


Саша Митрахович 26.01.2018 12:22

Храм Рождества Пресвятой Богородицы Подмоклово расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Храм Рождества Пресвятой Богородицы Подмоклово расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Храм Рождества Пресвятой Богородицы Подмоклово расписание богослужений

Богослужения в храме Рождества Пресвятой Богородицы сейчас не совершаются — в церкви идет капитальный ремонт. Но заказать экскурсию в Подмоклово можно. Телефон настоятеля храм отца Дионисия Крюкова — ниже.

Престольный праздник — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю).

Контакты

  • Адрес: 242200, Россия, Московская обл., Серпуховский р-н, дер. Подмоклово
  • Телефон настоятеля (заказ экскурсий): +7 (985) 212-70-09 (протоиерей Дионисий Крюков)
  • Сайт: www.hram-podmoklovo.ru
  • E-mail: hram-podmoklovo@yandex.ru

Как добраться самостоятельно в Подмоклово

Общественный транспорт: из Москвы, с Курского вокзала, на электричке до Серпухова; из Серпухова — автобусом №28 (Серпухов — Ланьшино) до остановки «Подмоклово»; далее — пешком. В Серпухов из Москвы, кроме электричек, ходят автобусы №458 — от станции метро «Южная».

На автомобиле: выезжайте из Москвы по Варшавскому шоссе, после МКАДа следуйте по Симферопольскому шоссе (трасса М2 «Крым»). Миновав Серпухов (он остается правее), проезжаете мост через Оку и на первой развязке поворачиваете по указателям на Лукьяново. От Лукьянова до Подмоклова по этой дороге — не более пяти километров.

Расположение храма в Подмоклово на карте России


Саша Митрахович 26.01.2018 12:31

Подмоклово - планы на будущее

Подмоклово - планы на будущее

На фото: В подмокловском Богородице-Рождественском храме. Фотография сделана 25 сентября 2012 года — в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

У храма Рождества Пресвятой Богородицы — большое будущее. Если существующие планы сбудутся, то через некоторое количество лет мы Подмоклово не узнаем; оно преобразится, превратившись в музейно-рекреационный комплекс, по своему культурному значению сравнимый с близким Поленовым.


Для создания музейно-рекреационного комплекса здесь все есть — мощная историческая почва, остатки имения, культурный контекст, близость жемчужин русского зодчества (Серпухов), знаменитых музеев (Поленово, Таруса, усадьба А.Т. Болотова), Приокско-Террасного биосферного заповедника. И, наконец, есть несомненное ядро, вокруг которого может этот комплекс сложиться, — уникальная для России Богородице-Рождественская церковь.

Именно поэтому восстановительные работы начали с нее. Еще в 2009 году храм был включен в список объектов, возрождаемых в рамках выполнения федеральной программы «Культура России». Сейчас идет ремонт. Галерею, кстати, решено сделать обходной, то есть на нее можно будет подняться и полюбоваться открывающимися видами. Интерьер предполагается восстановить максимально близко к дореволюционному, в связи с чем использование современных материалов при ремонте сведено к разумному минимуму.

За храмом настанет черед усадебного дома и старого парка. В отреставрированном доме устроят музей, где обретут свое место и оригинальные белокаменные скульптуры (на галерее их заменят точные копии), и сохранившиеся фрагменты дореволюционных росписей, снятые со стен храма. Основная тема предполагаемой экспозиции — «Свидетели Евангельской истории». Возможно, здесь же разместится музей деревянной церковной скульптуры.

Разумеется, все эти задумки менее всего имеют светский характер. Они призваны сформировать некий мягкий культурно-исторический контекст для осуществления духовного миссионерства. Как указывается в специальном проспекте, рассказывающем о планах преобразования Подмоклова, «содержательным ядром жизни комплекса должно быть богослужение и, как его продолжение, крепкая община с воскресной школой, заботой о больных и стариках, общими трапезами после службы...» А вот комментарий, касающийся «туристической» составляющей: «Хотелось бы, чтобы культурно ориентированный, но мало верующий человек, приехавший на музыкальный фестиваль, выставку или лекторий, почувствовал бы богослужение не как этнографию, а как корень, дающий многообразные ростки культуры. И даже если вчерашний турист завтра пойдет не в подмокловский, а в ближайший к дому храм, мы будем рады послужить Господу ради Его общей Церкви».


Саша Митрахович 26.01.2018 12:35

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча