Внутри Троицкого храма Гусь-Железного

Вход на первый этаж Троицкого храма Гусь-Железного осуществляется с южной стороны, правее колокольни (глядя опять же с юга).
Через небольшой притвор попадаем в просторную трапезную. Три пары столпов делят ее на три нефа, из которых центральный перекрыт системой сомкнутых сводов, а боковые — фрагментами цилиндрических сводов. Грани выделены своеобразными нервюрами (тоже готический, по большому счету, элемент!), подчеркнутыми коричневым цветом — сами своды при этом выкрашены голубой краской. В трапезной освящены два крохотных придела: северный — во имя преподобного Серафима Саровского; южный — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Это — новые приделы; до революции их не существовало.
Основной четверик устроен гораздо сложнее. Два ряда его столпов, имеющих в разрезе неправильную форму, задают концентрическую структуру помещения, как бы удвоенную «лепестками», которые примыкают к четверику с юга, севера и востока. Центральная часть вверху обозначена некоторым подобием купола.
С непривычки здесь можно даже заплутать, хотя постоянных прихожан Троицкого храма наши пространственные недоумения, скорее всего, лишь позабавят. В центре, соответствующем восточному «лепестку»-апсиде, освящен Христорождественский придел. В боковых «лепестках» выгорожено еще два придела: южный — во имя святителя Николая Чудотворца, северный — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Боковые приделы размерами своими гораздо уступают Христорождественскому, друг другу же приходятся «братьями-близнецами». Идентична не только их форма; практически неотличимы даже иконостасы (по-разному исполнены лишь царские двери).
Чтобы подняться на второй этаж, следует вернуться на улицу и подойти с запада к колокольне. Вверх ведет крутая каменная лестница — на площадках поставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Планировочная структура второго этажа в общих чертах совпадает со структурой первого этажа. Однако всё тут кажется гораздо просторнее — во-первых, из-за того, что основной четверик в верхней церкви значительно выше (ровно на высоту довольно высокого «барабана» и купола), а во-вторых, по причине некоей пустынности помещения: благоустроительных работ на втором этаже предстоит еще выполнить немало. Потолок трапезной здесь забран временными досками; в четверике взгляд упирается в огромный кирпичный купол. Благодаря большому количеству окон верхняя церковь буквально пронизана светом, а гулкое пространство с готовностью отвечает эхом на всякий звук.
Центральный иконостас является очевидной репликой дореволюционного иконостаса, но с некоторым упрощением — вполне объяснимым стесненным финансовым положением прихода, которому храм достался в полуразрушенном состоянии.