Военный священник (Полковой священник)

На фото: Памятник полковому священнику в городе Малоярославце (Калужская область).
В 1914 году на Россию обрушилась Первая мировая война. Накануне грандиозной бойни, в которую очень скоро вылилось мировое противостояние сверхдержав, в русской армии служили 730 военных священников. В течение первых лет боевых действий их число увеличилось до пяти тысяч.
У военных священников все было устроено по-военному: во главе духовенства каждой дивизии, армии или целого фронта, а позднее и на флотах, Балтийском и Черноморском, стояли священники, подчинявшиеся своему «духовному главнокомандующему» - военному протопресвитеру Шавельскому. Георгий Иванович впервые в истории России получил право присутствия на заседаниях Военного Совета в Ставке Верховного Главнокомандующего, а также мог входить к государю с личным докладом.
Но главную работу по укреплению духа русской армии вели рядовые военные священники на местах, в подразделениях, нередко увлекая солдат в атаку личным примером и крестом Господним. Помимо этого, в обязанности, к примеру, полковых священников входила врачебная помощь в лазаретах и организация эвакуации с поля боя раненых и убитых.
Военный священник извещал родных и близких о гибели солдат и заботился о состоянии воинских кладбищ и отдельных могил. Но помогать следовало прежде всего живым, и люди с крестами в руках читали неграмотным солдатикам письма из дома, писали ответные послания, учили грамоте и создавали полевые библиотеки.
Полковых священников в армии уважали: вместе с солдатами они делили все тяготы воинской службы и окопной жизни, гибли в атаках под пулями и тонули в пучине, подобно иеромонаху Бугульминского монастыря, 70-летнему Антонию Смирнову, служившему на борту потопленного линейного заградителя «Прут». Только воевали они Словом, а не мечом, хотя могли и схватиться с врагом врукопашную, защищая свою паству.
Генерал Брусилов, творец знаменитого прорыва русских войск, отмечал в своих мемуарах:
«В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры - полковые священники, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением... Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».
Одна из малоизвестных страниц этой войны - участие военных священников в судьбах наших военнопленных в немецких лагерях, облегчение их участи, служение Господу в драматических ситуациях, возникавших там на каждом шагу. Тут, наверное, дело за историками.