Волжский бульвар в Кинешме

Волжский бульвар — улица города Кинешма, особо охраняемая природная территория Ивановской области. Протянулся вдоль правого берега Волги в центральной части города Кинешмы.
Волжский бульвар Кинешмы разбит на валах старой крепости. Это одно из самых живописных мест Кинешмы. Справа открывается вид на Волгу и заволжские дали, слева — вереницей тянутся памятники архитектуры первой трети XIX века: бывшие Присутственные места, здание Дворянского собрания, казначейство... За казначейством Волжский бульвар разрывается небольшой площадью с памятником «вождю мирового пролетариата».
На другой стороне площади наше внимание непременно привлечет нарядное трехэтажное здание с выкрашенными в разные цвета этажами. На нем есть памятная табличка: «Памятник архитектуры кон. XVIII в. Дом купца А.П. Грязнова, в кон. XIX в. владелец — нотариус Н. П. Городецкий». Тут есть некоторая загадка, потому что в специальных трудах, посвященных кинешемским памятникам, утверждается, что этот дом строился во второй половине XIX столетия для местной жандармерии (в пристройке к нему и сейчас располагается полиция). Изначально он был двухэтажным, третий этаж появился в 1950-х годах — на то, что здание надстраивалось, указывает профилированный карниз, который тянется над вторым этажом. Некоторые архитектурные детали (слабо выдвинутые ризалиты, руст, форма наличников) подсказывают, что правы все-таки авторы специальных трудов, а не те, кто сочинил памятную табличку, что, между тем, не умаляет художественной ценности прекрасно отреставрированной (а это вовсе не правило для Кинешмы) постройки.
Далее Волжский бульвар выводит к зданию Кинешемского драматического театра. В наше время это здание, возведенное в конце 1970-х годов, смотрится довольно «монструозно» — в декорациях-то старой Кинешмы! — однако находится оно почти на окраине центральной части, неподалеку от Казоги, и общий архитектурный пейзаж не слишком портит. Для самого театра его строительство в свое время, конечно же, было благом — получив новый дом, артисты смогли играть в нормальных условиях. Театр ведет свою историю с 1897 года и, разумеется, носит имя Александра Николаевича Островского, который, подолгу живя в своей усадьбе Щелыково неподалеку от Кинешмы, город этот очень любил и с удовольствием по Волжскому бульвару прогуливался («Что за реки, что за горы, что за леса!.. — писал об этих местах знаменитый драматург. — Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии, Италии... А какие там люди!..»). Здесь, кстати, Я. Протазанов снимал в 1930-х годах «Бесприданницу». Сам сюжет этой пьесы Островский заимствовал из кинешемской криминальной хроники в ту пору, когда служил в Кинешме мировым судьей.
На площади перед театром в 2005 году установили бюст драматурга.
Здесь же, на площади, сохранился неплохой памятник модерна. Сам этот стиль был не слишком востребован в дореволюционной Кинешме — это, видимо, можно объяснить тем, что к началу XX века, когда модерн проник в русскую провинцию, необширная территория старой Кинешмы (напомним, что она располагается на небольшом полуострове) была уже практически полностью застроена добротными каменными домами. То есть здание, которое ныне занято ЗАГСом, является в некотором роде уникальным — оно построено в 1913 году купцом И. Шемякиным с явной оглядкой на тогдашние столичные образцы. Дом северным, наиболее нарядным, фасадом выходит на Волгу; в центральном ризалите на втором этаже устроен балкон с кованой решеткой; верхние окна украшены характерными для модерна сандриками. Щипцовый фронтон, облицованный метлахской плиткой (как и верхняя часть фасада под карнизом) — тоже элемент из арсенала модерна. Смотрится неплохо.