Высоко-Петровский монастырь Москва

Высоко-Петровский монастырь Москва

На фото: Собор Петра Митрополита (на переднем плане) и храм Боголюбской иконы Божией Матери. Долгое время считалось, что Петровский собор Алевиза Фрязина не сохранился, но в 1979 году реставратор Б. П. Дедушенко убедительно доказал, что он лишь скрыт под слоем переделок нарышкинской эпохи. Кстати, о Нарышкиных: Боголюбская церковь служила усыпальницей многим представителям этого рода. И строилась-то она над могилами убитых в 1682 году стрельцами Ивана и Афанасия Нарышкиных.

Высоко-Петровский монастырь в Москве, первоначально посвященный апостолам Петру и Павлу, был основан на этом месте в последние годы жизни свт. Петра, митрополита Киевского и всея Руси. Сделав своим местопребыванием Москву, он любил уединяться для молитвы на лесистом берегу Неглинной.

Шло время. Деревянная обитель не раз горела и вновь отстраивалась. В начале XVI века, после очередного пожара, она получила первый каменный храм — собор во имя святителя Петра Метрополита. Возвел его, как говорят, Алевиз Фрязин Новый. Тогда-то монастырь и поименовали официально Высоко-Петровским, хотя название «Петропавловский» было в ходу до начала XVIII века.

Слева: Храм Сергия Радонежского выстроили в монастыре в память о том, что именно в Троице-Сергиевой Лавре, под молитвенным покровом преподобного Сергия, спасся в 1689 году царь Петр от очередного стрелецкого бунта. В его теперешнем облике вызывают вопросы убогошикарный «теремок» над крыльцом и парадная лестница из каких-то железобетонных свай. Справа: Иконостас монастырской церкви преподобного Сергия.

До самых последних лет XVII столетия Высоко-Петровский монастырь не относился к числу наиболее благоустроенных и обеспеченных московских и подмосковных обителей, хотя имел статус ставропигиального и управлялся архимандритами. Но в 1672 году Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, произвела на свет сына Петра, и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, на радостях подарил свой московский двор, вплотную примыкавший к Петровскому монастырю, венценосному зятю. А зять, в свою очередь, передал его монахам.

В 1690-е годы на разросшейся монастырской территории началось активное строительство: были возведены храмы Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Сергия с трапезной, Святые ворота с надвратным храмом и колокольней и длинный корпус, занявший юго-западную сторону участка. Тогда же, благодаря щедрости юного Петра, обитель приобрела немало земельных угодий за пределами Москвы. После секуляризации церковных земель 1764 года Высоко-Петровский монастырь Москвы, приписанный ко второму классу, распростился со своими угодьями (лишь 50 десятин оставили ему).

В Москве нет больше ансамбля, где в таком объеме сохранились бы жилые здания с галереями и гульбищами. Нарышкинские палаты (на фото именно они), возведенные в 1690-е годы, долгое время оставались самым длинным зданием в городе. Исполнение, конечно, тоже завораживает.

Внутренняя его жизнь в это время тоже не блистала. По штату ему полагалось 16 насельников, на деле их было еще меньше. Да и те чернецы, что имелись, не всегда соответствовали своему званию: документальные источники того времени свидетельствуют о случаях пьянства и воровства среди братии. Немногим лучше обстояло дело и в XIX веке. Обитель долго не могла оправиться после бесчинств, учиненных французами в 1812 году (здесь квартировали наполеоновские кавалеристы, и в Боголюбском храме они, например, свежевали туши скота, а у монастырской стены расстреливали москвичей, обвиненных — справедливо, нет ли, кого это интересовало? — в поджогах); монахи с трудом выдерживали соблазны столичной жизни. Так, в 1870-е годы здешние насельники чуть не сжили со свету прп. Гавриила (Зырянова), имевшего несчастье вызвать их зависть своей благоговейной жизнью. О. Гавриилу пришлось покинуть Высоко-Петровский монастырь.

Краткий расцвет духовной жизни в монастыре пришелся уже на послереволюционные годы, когда монашеская община, пополнившаяся пришельцами из знаменитой Зосимовой пустыни, разоренной в 1923 году, существовала подпольно (в 1918 году все жилые здания у монастыря отобрали, но храмы еще оставались «в пользовании» верующих, их реквизировали постепенно, завершив процесс к 1929 году). Это интереснейшая страница в церковной истории Москвы. Интереснейшая и — скорбная, поскольку общину с примерной жестокостью разгромили в 1935 году, а едва ли не все ее члены подверглись репрессиям «вплоть до высшей меры наказания».

В 1991—1992 годах началось постепенное возрождение Высоко-Петровского монастыря в Москве. В его зданиях, частично переданных Церкви, разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. С 2009 года восстанавливается собственно монашеская жизнь.

Монастыри Москвы.


Саша Митрахович 16.08.2017 07:45
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча