Загадки даты постройки храма Покрова на Нерли

Загадки даты постройки храма Покрова на Нерли

Обстоятельства постройки храма Покрова на Нерли вызывают у исследователей множество вопросов. Наиболее спорной в наши дни представляется общепринятая датировка храма — 1165 год. Ориентированная на Житие Андрея Боголюбского, она связывает строительство церкви на Нерли со смертью княжича Изяслава, сына князя Андрея. Но надо учитывать, однако, что Житие Андрея Боголюбского писалось спустя многие века после возведения Покровской церкви, в начале XVIII столетия, — да и сам житийный жанр не предполагал подробных историко-археологических изысканий. Поэтому относиться к Житию как к непогрешимому источнику мы не можем.

Более того, даже если мы будем ориентироваться на Житие, 1165 год как год постройки церкви Покрова на Нерли все равно выглядит неубедительно. Изяслав Андреевич умер осенью 1165 года, а о церкви говорится, что она была построена «единым летом». Поздней осенью и зимой храм не мог быть возведен. Самое раннее — весной-летом 1166 года.

Сейчас в среде историков бытует мнение, что храм Покрова Пресвятой Богородицы строился одновременно с ансамблем Боголюбова, то есть в конце 1150-х — начале 1160-х годов и вне связи с кончиной Изяслава Андреевича. Что, собственно, и подтверждается сообщением Владимирского летописца (XVI век), где под 1158 годом сказано: «Сии же князь Ондреи Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святей Богородици на Клязме реке, а другую Покров святей Богородици на Нерли, и устрой монастырь».

Кто же на самом деле строил Храм Покрова на Нерли

Еще в «Истории Российской» Василия Никитича Татищева сказано, что Андрей Боголюбский «обустраивался» во Владимире и его окрестностях при помощи неких «мастеров из умных земель», присланных императором Фридрихом Барбароссой, «с которым Андрей в дружбе был».

В более древних источниках мы не находим прямых указаний на участие в строительстве владимирских и боголюбовских памятников иностранных зодчих, однако Татищев мог располагать документами, не дошедшими до наших дней. Кроме того, его рассказ о мастерах Фридриха Барбароссы не противоречит ни Лаврентьевской летописи, сообщающей, что для реализации масштабных строительных планов Андрея Боголюбского «приведе ему Бог из всех земель все мастеры», ни более позднему отзыву Аристотеля Фьорованти о владимирском Успенском соборе: «Некиих наших мастеров дело».

Косвенным доказательством участия иностранных мастеров в строительстве Покровского храма являются романские черты, проступающие в его декоре, хотя в целом архитекторы «применялись» к уже сложившейся на Руси храмо-созидательной традиции, проистекшей из византийского зодчества. Впоследствии эти черты (аркатурно-колончатые пояски, перспективные порталы и т. д.) реализовались во многих других древнерусских памятниках, возведенных местными мастерами. Примером тому — чтоб не ходить далеко — может служить Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230—1234).


Саша Митрахович 03.01.2017 14:37
Загрузка...

Читать следующую статью

История церкви Покрова на Нерли

Читать предыдущую статью

История храма Покрова на Нерли

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...