История храма Покрова на Нерли

История храма Покрова на Нерли

История церкви Прокрова на Нерли драматична и загадочна. Обстоятельства постройки храма вызывают у исследователей множество вопросов. Наиболее спорной в наши дни представляется общепринятая датировка храма — 1165 год.


Саша Митрахович 03.01.2017 14:34

Загадки даты постройки храма Покрова на Нерли

Загадки даты постройки храма Покрова на Нерли

Обстоятельства постройки храма Покрова на Нерли вызывают у исследователей множество вопросов. Наиболее спорной в наши дни представляется общепринятая датировка храма — 1165 год. Ориентированная на Житие Андрея Боголюбского, она связывает строительство церкви на Нерли со смертью княжича Изяслава, сына князя Андрея. Но надо учитывать, однако, что Житие Андрея Боголюбского писалось спустя многие века после возведения Покровской церкви, в начале XVIII столетия, — да и сам житийный жанр не предполагал подробных историко-археологических изысканий. Поэтому относиться к Житию как к непогрешимому источнику мы не можем.

Более того, даже если мы будем ориентироваться на Житие, 1165 год как год постройки церкви Покрова на Нерли все равно выглядит неубедительно. Изяслав Андреевич умер осенью 1165 года, а о церкви говорится, что она была построена «единым летом». Поздней осенью и зимой храм не мог быть возведен. Самое раннее — весной-летом 1166 года.

Сейчас в среде историков бытует мнение, что храм Покрова Пресвятой Богородицы строился одновременно с ансамблем Боголюбова, то есть в конце 1150-х — начале 1160-х годов и вне связи с кончиной Изяслава Андреевича. Что, собственно, и подтверждается сообщением Владимирского летописца (XVI век), где под 1158 годом сказано: «Сии же князь Ондреи Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святей Богородици на Клязме реке, а другую Покров святей Богородици на Нерли, и устрой монастырь».

Кто же на самом деле строил Храм Покрова на Нерли

Еще в «Истории Российской» Василия Никитича Татищева сказано, что Андрей Боголюбский «обустраивался» во Владимире и его окрестностях при помощи неких «мастеров из умных земель», присланных императором Фридрихом Барбароссой, «с которым Андрей в дружбе был».

В более древних источниках мы не находим прямых указаний на участие в строительстве владимирских и боголюбовских памятников иностранных зодчих, однако Татищев мог располагать документами, не дошедшими до наших дней. Кроме того, его рассказ о мастерах Фридриха Барбароссы не противоречит ни Лаврентьевской летописи, сообщающей, что для реализации масштабных строительных планов Андрея Боголюбского «приведе ему Бог из всех земель все мастеры», ни более позднему отзыву Аристотеля Фьорованти о владимирском Успенском соборе: «Некиих наших мастеров дело».

Косвенным доказательством участия иностранных мастеров в строительстве Покровского храма являются романские черты, проступающие в его декоре, хотя в целом архитекторы «применялись» к уже сложившейся на Руси храмо-созидательной традиции, проистекшей из византийского зодчества. Впоследствии эти черты (аркатурно-колончатые пояски, перспективные порталы и т. д.) реализовались во многих других древнерусских памятниках, возведенных местными мастерами. Примером тому — чтоб не ходить далеко — может служить Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230—1234).


Саша Митрахович 03.01.2017 14:37

История церкви Покрова на Нерли

История церкви Покрова на Нерли

История церкви Покрова на Нерли драматична. В 1174 году в своем дворце был убит князь Андрей Боголюбский, и храм лишился «высочайшего» покровительства, оставшись на попечении монашеской братии (как говорится в Житии князя Андрея, при церкви он «устрой монастырь»).

В XIII веке церковь, надо полагать, подверглась монголо-татарскому разорению наравне со многими другими храмами Руси. Владимир монгольские отряды взяли в феврале 1238 года, после чего рассыпались по окрестностям, чая добычи и «полона». Не приходится сомневаться, что строенная Андреем Боголюбским церковь должна была показаться им лакомым куском, тем более что в ней наверняка хранилась драгоценная утварь «княжеского происхождения».

Владимирской земле понадобилось время, чтобы прийти в себя. Нам ничего не известно о судьбе монастыря при Покровской церкви в эти смутные годы. Вероятно, он находился в запустении, но потом, повинуясь общим законам жизни, возродился. Из более поздних источников мы знаем, что сначала он был женским, а затем мужским. С учреждением в 1589 году Патриаршества обитель перешла в ведение Патриарха и приобрела статус Патриаршего домового монастыря, а в 1724 году, когда Петр I Патриаршество «отменил», поступила в ведомство Святейшего Синода. Примерно полувеком ранее храм пережил серьезный ремонт и некоторое видоизменение, получив деревянную четырехскатную кровлю и кирпичную паперть с южной стороны взамен обветшавших галерей.

В 1748 году, после восстановления самостоятельной Владимирской епархии, Покровский монастырь поступил в подчинение к местным архиереям, однако срок его уж был отмерен. Секуляризация церковных владений, произведенная в 1764 году, не обошла смиренную обитель стороной: ее упразднили. Покровский храм стал приходским, а в начале XIX века был приписан к Боголюбскому монастырю.

Боголюбский монастырь обращал внимание на Покровскую церковь и прежде, и это внимание едва не стоило храму жизни. В 1784 году настоятель обители просил разрешения епархиальных властей разломать церковь на камень, который собирался пустить на монастырское строение. Разрешение из епархии было получено, и дело застопорилось лишь из-за того, что боголюбский игумен не сошелся в цене с подрядчиком.

В дальнейшем Боголюбский монастырь вновь сыграл не лучшую роль в судьбе церкви Покрова на Нерли. Хотя во второй половине XIX века храм уже считался выдающимся памятником старины (еще в 1859— 1860 годах церковь осматривал академик Ф. Г. Солнцев в связи с планом возобновления старинных церквей), в 1877 году монастырские власти самовольно, не уведомив епархиального архитектора, предприняли своеобразный «ремонт» шедевра древнерусского зодчества. Были сбиты остатки фресок, стены храма обвязаны — без всякой на то причины — железными стяжками, а постамент барабана закрыт сферической кровлей


Саша Митрахович 03.01.2017 14:48

История Храма Покрова на Нерли в 20 веке

История Храма Покрова на Нерли в 20 веке

В современную эпоху храм Покрова на Нерли вошел в более нем сносном состоянии. На протяжении нескольких десятилетий он находился под неусыпным наблюдением археологов, музейных работников, искусствоведов, историков. В меру своих сил они делали все возможное, чтобы сохранить памятник белокаменного зодчества, разгадать его секреты, скрывающиеся в толще истории, объяснить его значение и уникальность широкому кругу интересующихся.

В 1919 году храм Покрова на Нерли, к тому времени «распознанный» как замечательный памятник древнерусской архитектуры, поступил под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.

Спустя четыре года Боголюбский монастырь, к которому церковь была приписана, закрыли, и на этом богослужебная жизнь храма кончилась. Однако, по счастью, от разрушения он был огражден и уединенностью своего положения (в городах при расширении улиц с древностью и уникальностью церквей не особенно считались), и музейным статусом, входя в состав Владимирского музея (с 1958 года — Владимиро-Суздальского музея-заповедника).

Известность храма Покрова Богородицы на Нерли в течение XX века постоянно возрастала. Он не раз исследовался и реставрировался, причем в конце 1980-х годов реставраторы сняли сферическую кровлю, установленную в XIX веке, и восстановили постамент под барабаном. В конце 1992 года статус уникального храма Покрова на Нерли получил международное признание: белокаменный памятник внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1960—1970-е годы древние владимирские храмы, должно быть, с удивлением обнаружили себя в эпицентре туристического бума. Странные люди вдруг заинтересовались закомарами, пилонами, нефами и всем, из чего внешне состоит церковь. И, готовые ко всем превратностям безыскусного советского сервиса, двинулись из своих более или менее благоустроенных квартир знакомиться с шедеврами древнерусской архитектуры. Одним из первых в списке этих шедевров стоял, естественно, храм Покрова на Нерли.

Шли годы. Увидеть церковь Покрова приезжало все больше людей. Но, конечно, до поры до времени не было и речи о том, чтобы вернуть церкви ее изначальную функцию. И алтарь, лишенный иконостаса, смотрел на вошедших обнаженными апсидами.

«Впустить» богослужение в храм оказалось возможным лишь в начале 1990-х годов. Конечно, в ведение Церкви его не передали, и он находится в совместном пользовании музея-заповедника и Владимирской епархии, что, в общем-то, является нормальной общемировой практикой для памятников церковного зодчества, обладающих подобным статусом.

Сейчас храм приписан к Богородице-Рождественскому мужскому монастырю Владимира, братия которого периодически совершает в нем богослужения. Они, быть может, не столь часты, как того хотелось бы верующим — литургия служится на Господские двунадесятые праздники и в престольный день, — однако в храме каждый день принимают заказы на требы и поминовения


Саша Митрахович 03.01.2017 14:53
Загрузка...

Читать следующую статью

Первоначальный облик Церкви Покрова на Нерли

Читать предыдущую статью

Церковь Покрова на Нерли описание фото история

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча