Ахтырка Московская область

Ахтырка - это место в истории Руси известно с глубокой древности - начиная с XVI века.
В 1734 году имение приобрел у знаменитого автора капитального труда «История Российская» Василия Никитовича Татищева князь Иван Юрьевич Трубецкой , сын генерал-поручика Юрия Трубецкого, того самого, в честь которого император Петр Великий назвал один из бастионов Петропавловской крепости. Сам же Иван Юрьевич вошел в русскую историю как президент Юстиц-коллегии и человек, награжденный императрицей Елизаветой Петровной на Рождество 1742 года орденом Святой Анны 1-й степени.
Князь Иван Трубецкой начал, а его сыновья продолжили строительство здесь, на берегу речки, усадьбы и паркового комплекса, получивших известность под простым названием «Ахтырка». К сожалению, практически ни одна из построек, включая господский дом, не уцелела. До наших дней сохранился лишь храм Ахтырской иконы Божией Матери.
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери

Первая деревянная церковь, освященная в честь Ахтырской иконы Божией Матери, датируется 1772 годом. В первой четверти XIX века один из потомков Ивана Трубецкого построил взамен нее каменный храм, который освятил 20 сентября 1825 года митрополит Филарет. А спроектировал здание московский архитектор Александр Сергеевич Кутепов , которого некоторые историки причисляют к ученикам Доменико Жилярди , автора знаменитой усадьбы Гагариных на Поварской.
Каменный храм в Ахтырке считается выдающимся произведением московского ампира. Кубическая форма его дополнена апсидальными выступами алтаря и притвора, а все это венчает купольная ротонда. Монументальность храму придают колоннады боковых портиков. Трехъярусная колокольня соединена с храмом крытым переходом. Стены его изначально были окрашены в цвет серого мрамора, ныне они красные.
Усадьба Трубецких в Ахтынке

Двухэтажный усадебный дом также украшал шестиколонный портик и большой купол. Располагался он на невысоком холме, а от крыльца можно было спуститься к деревянной пристани на запруженной реке Воре. Низкие галереи соединяли дом с одноэтажными флигелями. Считается, что усадебный дом, как и храм, спроектировал тот же архитектор - Александр Кутепов. И, скорее всего, это так, поскольку сходство очевидно.
Сегодня от усадьбы практически ничего не осталось - лишь подъездная липовая аллея ведет к тому месту, где когда-то кипела жизнь. Сильно приукрашенное изображение усадьбы донесла до нас литография середины XIX века неизвестного художника, на которой видна и пристань в египетском стиле, каковой ее задумывали хозяева, но воплотить замысел в жизнь не успели. В центре литографии на возвышенности изображен усадебный дом с круглой колоннадой и куполом со шпилем. За домом можно увидеть верх колокольни и купол Ахтырской церкви. На берегу реки стоит мужчина в шляпе с музыкальным инструментом в руках, две женщины - одна с граблями, другая с лукошком - и ребенок. На оборотной стороне можно прочитать надписи, сделанные фиолетовыми чернилами: «Усадьба Ахтырки в начале XIX века/Князей Трубецких/Архиматор Григорьев». Надпись перечеркнута и правее написано: «Планы и расчеты проэктированные для строения въ сельце Ахтырка от 1820 года подписаны архитектором Л. К. Кутеповым».
С 1852 года имением владел генерал Петр Иванович Трубецкой , потом его сын Николай Петрович. Последний числится в русской истории одним из основателей Императорского Русского музыкального общества, переросшего позже в Московскую консерваторию.
Увы, Николай Петрович был вынужден Ахтырку продать, поскольку его старший брат Иван в пух и прах проигрался в карты, и его нужно было вызволять из долговой ямы. Но пока хозяином имения был Николай Трубецкой, по воспоминаниям современников, быт Ахтырки определяли музыкальные пристрастия хозяина, и она буквально «была напоена музыкой». В гости к Трубецкому приезжали и Николай Рубинштейн, и даже сам Петр Чайковский...
В семейных концертах блистали известные московские скрипачи, виолончелисты и многие другие московские музыканты. Как писал краевед начала прошлого века Алексей Греч, «Ахтырка никогда не славилась роскошью празднеств, великолепием убранства, причудами владельцев, - здесь жизнь текла ровно и покойно, в атмосфере истинной культурности».
Другой подмосковный краевед Д. Ганешин в 1921 году так описал Ахтырку: «Главные въездные ворота в виде двух рустованных кирпичных столбов, были увенчаны каменными шарами...» А «вид через пруд с правого берега реки на величественный усадебный дом-дворец с замечательной жилярдиевской верандой-полуротондой на садовые портики флигелей, на изящную пристань и прекрасно разделанный парк был запоминающе красив».
Усадьбу у Трубецкого купил московский судья Иван Матвеев, а последним владельцем был его сын Сергей Иванович, ученый-биолог, при котором в усадебных оранжереях Ахтырки круглый год благоухали цветы.
В 1916 году киностудия Александра Хонжонкова сняла в Ахтырке фильмы с участием Веры Холодной - «Лунная красавица» и «Дети века».

Страшный пожар, случившийся в 1924 году, уничтожил усадьбу. Но храм сохранился. Закрыли его пятнадцать лет спустя - в 1937-м и вернули православной общине лишь в 1991-м, придав ему статус памятника архитектуры федерального значения.
В 1937 году протоиерей Ахтырского храма Василий Архангельский был арестован и расстрелян на расстрельном полигоне в Бутово. Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников российских.
С 1930 по 1937 год в церкви служил игумен Лазарь, насельник Троице-Сергиевой лавры. Его также расстреляли в 1937 году.
Сейчас в храме находится чтимая Ахтырская икона, а выпускники иконописной школы при Московской духовной академии соорудили новый иконостас и расписали внутренние стены.