Доменико Жилярди архитектор (1785-1845)

Число объектов, построенных архитектором Доменико Жилярди в России, огромно, и среди них немалую часть занимают храмы. В иных он занимался иконостасом и декорами; другие возводил сам и по собственному проекту. При этом в Италии он выстроил потом лишь придорожную часовню - сердце зодчего Доменико Жилярди явно осталось в России.
В какой-то степени Доменико Жилярди был гражданином мира, во всяком случае европейского. Родился в Швейцарии, но в единственном ее италоязычном кантоне Тичино (Тессино), который, в свою очередь, считался своеобразной кузницей художественных кадров для России, откуда она щедрой горстью черпала зодчих, живописцев и искусных каменщиков для имений и дворцов своей знати.
Доменико Жилярди в России
В России Доменико звали по-свойски - Дементий Иванович. Здесь он был своим не понаслышке: Жилярди считался одним из наиболее авторитетных и востребованных зодчих Москвы первой трети XIX века. Этому городу он отдал немало сил и знаний.
По мнению историков, в армии Наполеона против русских войск сражались от 34 до 60 тысяч солдат из королевств Италии и Неаполя. А после ухода французской армии из Москвы, «спаленной пожаром», первопрестольную возрождал их соотечественник, архитектор-итальянец Доменико Жилярди.
В своем роду Доменико считается наиболее знаменитым, притом что уже с 1787 года в России с успехом работали трое братьев Жилярди, два из которых - Джованни и Жозе, зодчие московского Воспитательного дома, - тоже быстро обзавелись именами на русский манер, став Иваном и Осипом. Были в семье и опытные каменщики - Витторио и Джузеппе.
Иван-Джованни Дементьевич строил в Москве огромные здания: Мариинскую больницу для бедных, Странноприимный дом Н. П. Шереметева по проекту Назарова и Кваренги, позднее - один из корпусов знаменитой «Больницы Склифосовского» и немало других. В 1796 году к нему приехал старший сын Доменико. В 14 лет юноша учился живописи в Петербурге, а в 1803-м закрепил полученные знания в Миланской академии искусств. И хотя своим призванием Доменико избрал архитектуру, занятия живописью немало дали ему в изучении и создании ландшафтов.
Возвратившись в Россию, Доменико помогал отцу в архитектурном ведомстве Воспитательного дома Москвы. Он самостоятельно спроектировал здания аптеки и лаборатории, а затем участвовал в масштабных работах по восстановлению кремлевских построек после наполеоновского нашествия.
Самостоятельной премьерой Жилярди стали важные детали возрождаемого здания Московского университета - огромный дорический портик на главном фасаде и большая полуротонда, где разместился актовый зал. В 1817 году были отпущены необходимые средства, Доменико был назначен архитектором университета. Он проделал гигантскую работу: сильно пострадавшее от огня здание, в котором погибли все перекрытия, лестницы, библиотека и музей, из обгорелого скелета за пять лет превратилось в архитектурный шедевр.
Вехи творчества Доменико Жилярди
Доменико творил самозабвенно и с выдумкой: для большей органичности сочетания разновременных частей здания Вдовьего дома, которое восстанавливали пять лет, он соединил их, надстроив третий этаж и закрепив основательным портиком. К последним он явно питал слабость: завершенное в 1827 году здание Екатерининского института тоже украсилось поистине монументальным портиком, который дополнил и без того привлекательный фасад десятком изысканных колонн.
Дементий Иванович, как любовно звали его в России, работал и с земляками-соотечественниками, и со своей талантливой родней. Большой творческой удачей стало привлечение их к работам в поместьях знатного царского сановника и благотворителя Сергея Голицына. Например, двоюродного брата Алессандро пригласил строить Казанский храм в Котельниках, тот создал великолепную колокольню. Впоследствии, уже в постсоветское время, этот основательно разоренный храм восстанавливали во многом благодаря уцелевшей технической документации в архивах Алессандро Жилярди.
В числе архитектурных шедевров работы Доменико Жилярди - впечатляющий ансамбль здания Опекунского совета Воспитательного дома в центре города, дом Гагарина на Поварской улице с оригинальным оконным декором, возрожденный и достроенный дом Луниных, храмы, дворцы и поместья с парками, и, конечно же, множество подмосковных построек в Котельниках, Гребневе, Поречье, а также жемчужина сельского зодчества Жилярди - усадьба Голицыных в Кузьминках.