Усадьба Кузьминки

Содержание:
Усадьба Кузьминки, «Русский Версаль», испытала немало лишений в XX веке. Еще до революции она была заброшена, а после октября 1917-го здесь размещались заведения, мягко говоря, не связанные с охраной памятников культуры и архитектуры. Кузьминки утратили главные свои архитектурные шедевры. Реставрация ныне ставшей «московской» усадьбы продолжается и по сей день.
Главный дом усадьбы Кузьминки

На фото: Главный дом усадьбы Кузьминки на старинной фотографии.
Главный дом усадьбы Кузьминки, построенный вначале в стиле барокко и в 1790—1800-е годы переделанный «под классицизм» И. Еготовым, до наших дней не сохранился, он сгорел в 1916-м. На его месте находится здание, построенное в 1930-е годы для Института экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ). Постройка XX века по всем параметрам уступает утраченной, но за неимением лучшего «исполняет обязанности» главного дома и композиционного центра.
Оригинальный дом усадьбы Кузьминки, судя по старинным снимкам, представлял собой строгое сооружение с четырехколонными портиками на парадном и дворовом фасадах его центральной части; широко раскинутые крылья были декорированы рельефами в нишах. Крылья соединялись с флигелями полукруглыми колонными галереями, таким образом, южная часть двора оказывалась полностью обрамленной постройками.
Ансамбль парадного двора усадьбы Кузьминки складывался в следующее десятилетие после перестройки дома; планировка его была закончена к 1815 году стараниями Жилярди. Двор как бы спускался к дому, его часть, ближняя к воротам, была искусственно повышена (вообще, игра рельефом характерна для планировки Кузьминок), отделена рвом, через который был переброшен въездной мостик. Въезжающих в усадьбу встречали гипсовые скульптуры кентавров и львов на пилонах; позже львов из гипса заменили на более «статусных», отлитых из чугуна, а кентавров — на светильники с грифонами. Проходя через ворота, обратите внимание — это аутентичные образцы чугунного литья голицынских заводов, сохранившиеся до наших дней.
Композиция двора широко раскрыта, что достигается смещением сплошной застройки к южной части каре. Дом и флигели значительно отдалены от невысокой, не мешающей восприятию внутреннего пространства ограды. Интересно, что скульптуры, установленные на ее пилонах, создатели усадьбы развернули «лицом» внутрь, в сторону двора!
Архитектура флигелей (1830— 1840), фланкирующих двор и поэтому принимающих на себя значительную роль в формировании композиции дворового пространства (а в отсутствие главного дома — еще и его эстетики), отличается монументальностью, какой-то весомой значительностью. Шестиколонные портики обращенных друг к другу продольных фасадов, высокие окна с львиными масками на замковых камнях усиливают это ощущение, но особенно восхищают торцовые фасады со строгим центральным ризалитом, несколько повышенным относительно основных стен, сплошь покрытых крупной рустовкой.
Настоящим украшением ризалита Жилярди сделал высокую арку с колоннами и полукруглым мезонинным окном. В целом флигели производят впечатление своего рода «мини-дворцов» и, конечно же, они были рассчитаны на восприятие в ансамбле с главным домом. В его отсутствии эффект в известной мере теряется, хотя в настоящее время флигели по-прежнему служат организующим моментом в планировке двора.
Ансамбль служб усадьбы Кузьминки

На фото: Египетский павильон и Корпуса служебного двора.
Службы сгруппированы к востоку от центрального ансамбля и флигелей. Улица Старые Кузьминки делит обширный комплекс на служебный «Красный» двор (с приказчиковым и людским флигелем, флигелем прислуги, конюшней и кухней) и так называемую Слободку (сюда входят дом причта Влахернской церкви, служительский и прачечный флигели, больница). Еще дальше на восток, примерно в километре от усадебного дома, располагается скотный двор. Все эти здания сохранились.
Служебный двор правильной прямоугольной формы непосредственно примыкает к парадному с востока. Первоначально деревянные, к 1812 году постройки были выполнены в камне. С севера двор ограничен длинным двухэтажным зданием с фронтоном — это людской и приказчиков флигели. Первоначально, как следует из названия, их было два. Соединены флигели были в 1929—1930 годах как раз центральной «вставкой», так что, получается, самая заметная часть здания не имеет ничего общего с его историческим обликом! Впрочем, в данном случае получилось скорей органично. Южнее расположен флигель княжеской прислуги, в настоящее время занимаемый частным детским садом.
Особого внимания заслуживает так называемый Египетский павильон. Это довольно помпезное, хотя и простое по композиции здание с тяжелыми колоннами, характерными «восточными», сужающимися кверху окнами и таким же ризалитом, с барельефами «под Древний Египет» в нише ризалита, с мощной лоджией мезонина и сводчатыми перекрытиями... имело весьма утилитарное предназначение. Столь вычурно была оформлена кухня. Необходимость подобных архитектурных излишеств объяснялась тем, что флигель был поставлен рядом с домом, поэтому требовалось нестандартное решение для того, чтобы замаскировать его сугубо функциональное предназначение. Кухня была построена к 1815 году.
Восточная граница служебного двора — бывший конюшенный корпус. Он был возведен в 1837— 1838 годах по проекту Жилярди. Здание скромное, одноэтажное (нынешний второй этаж — переделка тридцатых годов XX века), предназначалось оно для «хозяйственнобытовых» лошадей, которых запрягали в экипажи. Породистых рысаков княжеская семья держала на куда более роскошном Конном дворе; он, пожалуй, превосходил по размаху даже главный усадебный дом!
Слободка

На фото: В Слободке. Служительский флигель — ныне Музей русской усадебной культуры.
Слободка усадьбы Кузьминки - этот ансамбль двухэтажных функциональных зданий в стиле ампир оформился в 1827—1830 годах стараниями двух Жилярди (начинал Дементий Иванович, а заканчивал его двоюродный брат Александр Осипович). В XVIII веке здесь была самая настоящая слобода дворовой прислуги с самыми настоящими избами. К XIX веку деревянные избы сменились каменными домами, но название прижилось. Дома тяжеловесные, с крупной рустовкой первого этажа, с пониженными потолками второго, с маленькими окнами — они как две капли воды похожи друг на друга. Архитектурно выделяется только больница, самая старая из построек: она оформлена не в ампирных, а в более легких классических чертах, и, возможно, до 1820-х годов все здания Слободки были такими или примерно такими. Они были соединены единой оградой (сохранилась фрагментарно), а нынешняя улица Старые Кузьминки была Тополевой аллеей.
Ближнее к нам сооружение — дом церковного причта, и прежде, и теперь он относится к храму Влахернской Богоматери; за ним — служительский флигель, где проживали работники усадьбы. С 1999 года в нем располагается Музей русской усадебной культуры «Кузьминки». За неимением настоящего господского дома музейные работники по мере возможности воссоздали типовые интерьеры богатой усадьбы в доме служебном. И пускай композицию утраченного особняка воссоздать нельзя — можно возродить хотя бы интерьеры комнат! Так и появились в музее «гостиная», «столовая», «бальная зала», «кабинет». В «бальной зале» выставлен ломберный столик с пасьянсными картами XIX века, старинные часы и подсвечники; изюминка «столовой» — двухсотлетние сервизы, «гостиной» — коллекция старинной одежды и так далее. Много экспонатов, рассказывающих о прошлом подмосковной усадьбы: литографии по рисункам И. Н. Рауха первой половины XIX века, изданная в 1913 году книга священника Н.А. Порецкого «Село Влахернское, имение князя С.М. Голицына», а также миниатюрный портрет сиятельного князя. Отдельная экспозиция посвящена голицынским крестьянам.
Следующий за служительским флигелем — прачечный. Здесь работницы и жили, и стирали белье, здесь же была сушильня. Этому зданию в советское время повезло, пожалуй, более всего — в 1970-е годы в него въехала реставрационная мастерская.
Реставрационным производственным центром занято и соседнее здание справа — та самая больница, самое старое сооружение Слободки. Мастерская, разместившаяся здесь, с конца 1980-х годов восстанавливает изрядно порушенную усадьбу, усилиями ее специалистов отреставрированы Конный двор и Влахернская церковь. Само здание — одноэтажное, с мезонином и двумя боковыми ризалитами, вмещавшими мужское и женское отделения — типичная служебная постройка в стиле классицизма. Больница имеет и мемориальное значение, в 1882 году здесь скончался знаменитый русский живописец В. Г. Перов. На рубеже XIX — XX веков больница переехала, постройка сдавалась дачникам, отчего и получила неожиданное для медицинского учреждения название — «Белая дача».
Значительно дальше по улице Старые Кузьминки располагается скотный двор. Ферма выстроена А. Жилярди на основе более старой еготовской постройки. Дело в том, что в процессе развития парка в Кузьминках скотный двор приобрел неожиданное композиционное и эстетическое значение: он замыкал правый «фланг» панорамы усадьбы с южного берега пруда. Поэтому утилитарное здание перестроили, придав ему романтический вид. Центр сооружения — массивный двухэтажный павильон с грандиозным стрельчатым окном, справа и слева ему вторят двухэтажные корпуса поменьше, всю постройку обрамляет П-образный одноэтажный корпус. В течение XIX века ферма претерпела ряд переделок, и теперь в ее облике можно разглядеть черты и псевдоготики, и палладианства, и русской эклектики.
Парк усадьбы Кузьминки

Из построек в верхней части парка усадьбы Кузьминки, непосредственно за усадебным домом, в первую очередь привлекают внимание гроты Доменико Жилярди. Две небольшие искусственные пещеры — одна с тремя арками-входами, другая с одной — были устроены в насыпном холме на берегу Верхнего Кузьминского пруда в первой трети XIX века, отреставрированы в 2000-х.

Стоит пройти пару сотен метров по парку на юг, до бывшей Померанцевой оранжереи, при строительстве которой «отметились» оба Жилярди и А. Г. Григорьев. Представительное трехчастное здание с центральным ризалитом, оформленным в виде широкой шестиколонной лоджии с барельефами из античной мифологии в интерьере, при Голицыных использовалось именно как оранжерея. Сады, в том числе экзотические, были гордостью княжеской усадьбы. Выращивали апельсины, клубнику, лимоны, дыни и арбузы, ананасы! Это было не только модным увлечением, но и прибыльным бизнесом — известно, например, что в 1856 году доход от продажи одних только ананасов составил по тем временам целое состояние — три с половиной тысячи рублей!

При желании Померанцевую оранжерею, уютно расположившуюся на берегу Верхнего пруда, можно было использовать и как большую закрытую садовую беседку для приема гостей. Этим и объясняется ее представительный внешний вид и богатый декор. Впрочем, и то и другое пострадало во второй половине XIX века, когда началась дачная эпоха. Под дачи переделывали все, в том числе и оранжерею. Было уничтожено сплошное остекление фасадов, в стенах прорезали окна — роскошная теплица превратилась в заурядного вида жилой дом, и только многоугольный центральный ризалит с возвышающимся над ним бельведером напоминают о том, что сооружение-то неординарное. Потом здесь были лаборатории ВИЭВ, годы заброшенности и несколько пожаров, что, разумеется, не пошло на пользу зданию.

Близ Померанцевой оранжереи расположена Львиная пристань. Построенная Еготовым (1811) и реконструированная Д. Жилярди (1830-е), она была разрушена в начале XX века. Теперь, благодаря усилиям реставраторов нашего времени, мы снова видим и пристань, и чугунных львов на ней. В пару к Львиной на южном берегу Верхнего пруда стоит пристань Круглая, за которой прежде располагались Пропилеи — одно из «концептуальных» сооружений голицынских Кузьминок.
По замыслу Жилярди, массивная деревянная арка о двенадцати колоннах должна была замыкать прямую планировочную ось усадьбы: от Чугунных ворот (начало нынешней улицы Чугунные Ворота) по Влахернской перспективе (ныне улица Кузьминская), далее композиционный центр — господский дом, до двух пристаней и этих самых Пропилей. Их и ориентировали строго перпендикулярно Влахернской перспективе, поэтому относительно берега пруда Пропилеи стояли под некоторым, на первый взгляд нелогичным, углом. Конструкция просуществовала до сороковых годов, в военное лихолетье была разобрана сотрудниками института экспериментальной ветеринарии на дрова. Планируется ее восстановление.
Переходим Мельничную плотину

Вернемся к входу в усадьбу и повернем налево: пройдем мимо памятного знака «Трехсотлетие усадьбы Кузьминки» — гранитного обелиска, установленного в 2004 году; мимо еще одного памятника архитектуры — Ванного домика, сооруженного в конце XVIII — начале XIX века на месте более старой постройки того же назначения. Голицынской купальне придан вид строгого паркового павильона, налицо архитектурная перекличка с торцовыми ризалитами флигелей главного дома! Это, к сожалению, не аутентичная постройка, а копия — жилярдиевский Ванный домик в XX веке был перестроен, перепланирован, заброшен, неоднократно горел... В итоге в 1990-е его остатки разобрали, чтобы спустя десятилетие создать на том же месте точную реплику с такими же, как у оригинала, большими окнами, с львиными масками вместо замковых камней, входом в виде лоджии с двумя колоннами, куполообразной крышей. Интересно, что в прошлом в домике, помимо собственно «мыльни» и раздевалки-гардеробной, имелись еще столовая, гостиная, кабинет и даже спальня! Сейчас здесь располагается часть экспозиции Музея русской усадебной культуры.
Переходим Мельничную плотину, получившую свое название еще в XVII веке, когда здесь, на речонке Чурилихе, стояла мельница Симонова монастыря. В 1840-е годы на ее месте был выстроен гостевой флигель по проекту архитектора М. Д. Быковского, позже сильно разрушенный и воссозданный уже в наши дни. Из интересных построек на этом берегу следует отметить птичник, возведенный в 1805—1806 годах. Здесь содержалась масса экзотических птиц, судьба которых оказалась незавидна: во время французской оккупации Москвы в 1812 году «просвещенные европейцы» перебили всю живность в таксидермических и гастрономических целях. Опустевший птичник в начале 1820-х годов переделали в кузницу, надстроив второй этаж и сломав боковые галереи. XXI век здание встретило в руинированном состоянии, в 2008 году его отреставрировали.
Можно немного углубиться в северную часть парка, посмотреть сохранившийся комплекс так называемых построек Садоводства середины XIX века, деревянных и каменных. Наибольший интерес представляет флигель садовника — «Серая дача», где ныне располагается литературный музей — центр К. Г. Паустовского. А совсем рядом находится база эколого-просветительского центра.
Конный двор Голицыных — жемчужина усадьбы Кузьминки

На фото: Конный двор — самое запоминающееся сооружение усадьбы Кузьминки.
Конный двор — замечательный архитектурный ансамбль, говорить о котором можно только в превосходной степени, знаком каждому любителю столичной архитектуры. Это Конный двор князей Голицыных. Без преувеличения, это одна из вершин московского ампира, созданная Д. И. Жилярди в 1819—1823 годах. В единый П-образный комплекс сгруппированы конюшни элитных рысаков, каретники, фуражные сараи, служебные и гостевые флигели. Посередине — архитектурная квинтэссенция: Музыкальный павильон. Исторически это была сцена, на которой выступал (и, возрожденный, выступает опять) оркестр роговой музыки. Здание специально спроектировали так, чтобы усиливать акустику: создавалось впечатление, что играл исполинский орган, его было слышно на другом берегу пруда — хозяева усадьбы могли слушать музыку, не выходя из дома!
Музыкальный павильон недаром претендовал на право слыть центром ландшафтной композиции Кузьминок: вид на него открывался и от въезда в усадьбу, и от главного дома, и из парка — и всякий раз творение Жилярди вносило организующее начало в пейзаж, притягивало взгляд, становилось опорной точкой композиции! Такое простое и одновременно невероятно величественное сооружение — а ведь если задуматься, у Музыкального павильона... почти нет объема в архитектурном понимании: только пространство для оркестровой ямы да две ниши по бокам! Но какой мощной и величественной выглядит постройка, как западает в память эта грандиозная арка с двойной тосканской колоннадой, прорезающая лаконичный, практически плоский фасад павильона и создающая великолепную игру светотени! Для усиления эффекта в 1846 году павильон украсили скульптурными группами «Укротители коней» — точными копиями работ П. К. Клодта, установленных на Аничковом мосту в Петербурге.

А в 1978 году случилось несчастье: Музыкальный павильон сгорел. Это была настолько ощутимая утрата для отечественной культуры, что работы по воссозданию памятника начали практически сразу же. Реставраторы «старой школы» отнеслись к работе на совесть, и уже во второй половине 1980-х (не самое лучшее время для отечественного культурного процесса) павильон в целом был отстроен заново. Однако кое-что все же пришлось отложить «до лучших времен» — после заморозки реставрации в девяностые, в «нулевые» начался второй этап работ. В 2001-м сняли деревянные футляры с «коней Клодта», в 2004-м реставрация официально закончилась, в 2006-м Музыкальный павильон передали Музею усадебной культуры.
Кузьминки — московская резиденция Деда Мороза

Сейчас в Кузьминках, помимо музея, есть и действующая усадьба — московская резиденция главного русского волшебника Деда Мороза.