Главный дом усадьбы Кузьминки

На фото: Главный дом усадьбы Кузьминки на старинной фотографии.
Главный дом усадьбы Кузьминки, построенный вначале в стиле барокко и в 1790—1800-е годы переделанный «под классицизм» И. Еготовым, до наших дней не сохранился, он сгорел в 1916-м. На его месте находится здание, построенное в 1930-е годы для Института экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ). Постройка XX века по всем параметрам уступает утраченной, но за неимением лучшего «исполняет обязанности» главного дома и композиционного центра.
Оригинальный дом усадьбы Кузьминки, судя по старинным снимкам, представлял собой строгое сооружение с четырехколонными портиками на парадном и дворовом фасадах его центральной части; широко раскинутые крылья были декорированы рельефами в нишах. Крылья соединялись с флигелями полукруглыми колонными галереями, таким образом, южная часть двора оказывалась полностью обрамленной постройками.
Ансамбль парадного двора усадьбы Кузьминки складывался в следующее десятилетие после перестройки дома; планировка его была закончена к 1815 году стараниями Жилярди. Двор как бы спускался к дому, его часть, ближняя к воротам, была искусственно повышена (вообще, игра рельефом характерна для планировки Кузьминок), отделена рвом, через который был переброшен въездной мостик. Въезжающих в усадьбу встречали гипсовые скульптуры кентавров и львов на пилонах; позже львов из гипса заменили на более «статусных», отлитых из чугуна, а кентавров — на светильники с грифонами. Проходя через ворота, обратите внимание — это аутентичные образцы чугунного литья голицынских заводов, сохранившиеся до наших дней.
Композиция двора широко раскрыта, что достигается смещением сплошной застройки к южной части каре. Дом и флигели значительно отдалены от невысокой, не мешающей восприятию внутреннего пространства ограды. Интересно, что скульптуры, установленные на ее пилонах, создатели усадьбы развернули «лицом» внутрь, в сторону двора!
Архитектура флигелей (1830— 1840), фланкирующих двор и поэтому принимающих на себя значительную роль в формировании композиции дворового пространства (а в отсутствие главного дома — еще и его эстетики), отличается монументальностью, какой-то весомой значительностью. Шестиколонные портики обращенных друг к другу продольных фасадов, высокие окна с львиными масками на замковых камнях усиливают это ощущение, но особенно восхищают торцовые фасады со строгим центральным ризалитом, несколько повышенным относительно основных стен, сплошь покрытых крупной рустовкой.
Настоящим украшением ризалита Жилярди сделал высокую арку с колоннами и полукруглым мезонинным окном. В целом флигели производят впечатление своего рода «мини-дворцов» и, конечно же, они были рассчитаны на восприятие в ансамбле с главным домом. В его отсутствии эффект в известной мере теряется, хотя в настоящее время флигели по-прежнему служат организующим моментом в планировке двора.