Парк усадьбы Кузьминки

Из построек в верхней части парка усадьбы Кузьминки, непосредственно за усадебным домом, в первую очередь привлекают внимание гроты Доменико Жилярди. Две небольшие искусственные пещеры — одна с тремя арками-входами, другая с одной — были устроены в насыпном холме на берегу Верхнего Кузьминского пруда в первой трети XIX века, отреставрированы в 2000-х.

Стоит пройти пару сотен метров по парку на юг, до бывшей Померанцевой оранжереи, при строительстве которой «отметились» оба Жилярди и А. Г. Григорьев. Представительное трехчастное здание с центральным ризалитом, оформленным в виде широкой шестиколонной лоджии с барельефами из античной мифологии в интерьере, при Голицыных использовалось именно как оранжерея. Сады, в том числе экзотические, были гордостью княжеской усадьбы. Выращивали апельсины, клубнику, лимоны, дыни и арбузы, ананасы! Это было не только модным увлечением, но и прибыльным бизнесом — известно, например, что в 1856 году доход от продажи одних только ананасов составил по тем временам целое состояние — три с половиной тысячи рублей!

При желании Померанцевую оранжерею, уютно расположившуюся на берегу Верхнего пруда, можно было использовать и как большую закрытую садовую беседку для приема гостей. Этим и объясняется ее представительный внешний вид и богатый декор. Впрочем, и то и другое пострадало во второй половине XIX века, когда началась дачная эпоха. Под дачи переделывали все, в том числе и оранжерею. Было уничтожено сплошное остекление фасадов, в стенах прорезали окна — роскошная теплица превратилась в заурядного вида жилой дом, и только многоугольный центральный ризалит с возвышающимся над ним бельведером напоминают о том, что сооружение-то неординарное. Потом здесь были лаборатории ВИЭВ, годы заброшенности и несколько пожаров, что, разумеется, не пошло на пользу зданию.

Близ Померанцевой оранжереи расположена Львиная пристань. Построенная Еготовым (1811) и реконструированная Д. Жилярди (1830-е), она была разрушена в начале XX века. Теперь, благодаря усилиям реставраторов нашего времени, мы снова видим и пристань, и чугунных львов на ней. В пару к Львиной на южном берегу Верхнего пруда стоит пристань Круглая, за которой прежде располагались Пропилеи — одно из «концептуальных» сооружений голицынских Кузьминок.
По замыслу Жилярди, массивная деревянная арка о двенадцати колоннах должна была замыкать прямую планировочную ось усадьбы: от Чугунных ворот (начало нынешней улицы Чугунные Ворота) по Влахернской перспективе (ныне улица Кузьминская), далее композиционный центр — господский дом, до двух пристаней и этих самых Пропилей. Их и ориентировали строго перпендикулярно Влахернской перспективе, поэтому относительно берега пруда Пропилеи стояли под некоторым, на первый взгляд нелогичным, углом. Конструкция просуществовала до сороковых годов, в военное лихолетье была разобрана сотрудниками института экспериментальной ветеринарии на дрова. Планируется ее восстановление.
Переходим Мельничную плотину

Вернемся к входу в усадьбу и повернем налево: пройдем мимо памятного знака «Трехсотлетие усадьбы Кузьминки» — гранитного обелиска, установленного в 2004 году; мимо еще одного памятника архитектуры — Ванного домика, сооруженного в конце XVIII — начале XIX века на месте более старой постройки того же назначения. Голицынской купальне придан вид строгого паркового павильона, налицо архитектурная перекличка с торцовыми ризалитами флигелей главного дома! Это, к сожалению, не аутентичная постройка, а копия — жилярдиевский Ванный домик в XX веке был перестроен, перепланирован, заброшен, неоднократно горел... В итоге в 1990-е его остатки разобрали, чтобы спустя десятилетие создать на том же месте точную реплику с такими же, как у оригинала, большими окнами, с львиными масками вместо замковых камней, входом в виде лоджии с двумя колоннами, куполообразной крышей. Интересно, что в прошлом в домике, помимо собственно «мыльни» и раздевалки-гардеробной, имелись еще столовая, гостиная, кабинет и даже спальня! Сейчас здесь располагается часть экспозиции Музея русской усадебной культуры.
Переходим Мельничную плотину, получившую свое название еще в XVII веке, когда здесь, на речонке Чурилихе, стояла мельница Симонова монастыря. В 1840-е годы на ее месте был выстроен гостевой флигель по проекту архитектора М. Д. Быковского, позже сильно разрушенный и воссозданный уже в наши дни. Из интересных построек на этом берегу следует отметить птичник, возведенный в 1805—1806 годах. Здесь содержалась масса экзотических птиц, судьба которых оказалась незавидна: во время французской оккупации Москвы в 1812 году «просвещенные европейцы» перебили всю живность в таксидермических и гастрономических целях. Опустевший птичник в начале 1820-х годов переделали в кузницу, надстроив второй этаж и сломав боковые галереи. XXI век здание встретило в руинированном состоянии, в 2008 году его отреставрировали.
Можно немного углубиться в северную часть парка, посмотреть сохранившийся комплекс так называемых построек Садоводства середины XIX века, деревянных и каменных. Наибольший интерес представляет флигель садовника — «Серая дача», где ныне располагается литературный музей — центр К. Г. Паустовского. А совсем рядом находится база эколого-просветительского центра.