Конный двор Голицыных — жемчужина усадьбы Кузьминки

Конный двор Голицыных — жемчужина усадьбы Кузьминки

На фото: Конный двор — самое запоминающееся сооружение усадьбы Кузьминки.

Конный двор — замечательный архитектурный ансамбль, говорить о котором можно только в превосходной степени, знаком каждому любителю столичной архитектуры. Это Конный двор князей Голицыных. Без преувеличения, это одна из вершин московского ампира, созданная Д. И. Жилярди в 1819—1823 годах. В единый П-образный комплекс сгруппированы конюшни элитных рысаков, каретники, фуражные сараи, служебные и гостевые флигели. Посередине — архитектурная квинтэссенция: Музыкальный павильон. Исторически это была сцена, на которой выступал (и, возрожденный, выступает опять) оркестр роговой музыки. Здание специально спроектировали так, чтобы усиливать акустику: создавалось впечатление, что играл исполинский орган, его было слышно на другом берегу пруда — хозяева усадьбы могли слушать музыку, не выходя из дома!

Музыкальный павильон недаром претендовал на право слыть центром ландшафтной композиции Кузьминок: вид на него открывался и от въезда в усадьбу, и от главного дома, и из парка — и всякий раз творение Жилярди вносило организующее начало в пейзаж, притягивало взгляд, становилось опорной точкой композиции! Такое простое и одновременно невероятно величественное сооружение — а ведь если задуматься, у Музыкального павильона... почти нет объема в архитектурном понимании: только пространство для оркестровой ямы да две ниши по бокам! Но какой мощной и величественной выглядит постройка, как западает в память эта грандиозная арка с двойной тосканской колоннадой, прорезающая лаконичный, практически плоский фасад павильона и создающая великолепную игру светотени! Для усиления эффекта в 1846 году павильон украсили скульптурными группами «Укротители коней» — точными копиями работ П. К. Клодта, установленных на Аничковом мосту в Петербурге.

Конный двор Голицыных — жемчужина усадьбы Кузьминки

А в 1978 году случилось несчастье: Музыкальный павильон сгорел. Это была настолько ощутимая утрата для отечественной культуры, что работы по воссозданию памятника начали практически сразу же. Реставраторы «старой школы» отнеслись к работе на совесть, и уже во второй половине 1980-х (не самое лучшее время для отечественного культурного процесса) павильон в целом был отстроен заново. Однако кое-что все же пришлось отложить «до лучших времен» — после заморозки реставрации в девяностые, в «нулевые» начался второй этап работ. В 2001-м сняли деревянные футляры с «коней Клодта», в 2004-м реставрация официально закончилась, в 2006-м Музыкальный павильон передали Музею усадебной культуры.


Саша Митрахович 01.03.2018 12:06
Загрузка...

Читать следующую статью

Кузьминки — московская резиденция Деда Мороза

Читать предыдущую статью

Парк усадьбы Кузьминки

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча