Александро-Невский собор Новосибирска архитектура

Собор св. Александра Невского представляет собой в плане восьмиугольник (на втором уровне окон — это равноконечный крест). Перекрытия — купольные, полусферические. Цилиндрический световой барабан, венчающий основной объем, завершен куполом. Высота собора до верха купола — 24 м. Основные габариты в плане: ширина — 23 м; длина — 32 м. Диаметр купольного барабана — 10,4 м.
Александро-Невский собор Новосибирска выстроен в псевдовизантийском (или — неовизантийском) стиле, получившем немалую популярность в России на рубеже XIX—XX веков. Псевдовизантийский стиль ориентировался на византийскую храмовую архитектуру VI—VIII столетий, повторяя основные ее мотивы.
Главные черты псевдовизантийского стиля мы без труда обнаружим в новосибирском храме. Это, прежде всего, «приземистый» центральный купол, который опирается на широкий низкий барабан, снабженный оконной аркадой. Малые купола теряют традиционную и привычную нам форму — они выступают из храма лишь наполовину, превращаясь в конхи. Существенной особенностью византийского храмового зодчества было чередование темных и светлых полос в кладке стен. Именно такими замышлялись фасады Александро-Невского собора, однако нехватка средств заставила строителей отказаться от «византийского» решения.
Проект Александро-Невского собора подготовил архитектор К. К. Лыгин, беря за образец тифлисский Александро-Невский собор, разрушенный в 1930-е годы по прямому указанию Л. Берии. Сближают их отсутствие арок над местами примыкания конх к фасадам, «скошенность» боковых углов и иные пропорции зданий (они более «приземисты»).
Вместе с тем новосибирский Александро-Невский собор нельзя назвать точной копией одноименного грузинского храма. Лыгин подошел к решению стоявшей перед ним задачи творчески, модернизировав образец, на который он ориентировался. Ровно в два раза уменьшив размеры постройки, архитектор соответствующим образом изменил композицию храма. Так, сократилось до семи количество окон в боковых «полубарабанах»; упрощению подверглось основание последних — они поставлены на восьмерик, переходящий в четверик со скошенными углами; а это, в свою очередь, повлекло уменьшение высоты лежащего в плане креста. Новосибирский собор выглядит очень гармонично.