В устье Арбата немного истории

Как часть транспортной артерии Москва - Смоленск Арбат известен с XIV века, а жилым районом Москвы стал при Иване IV - Грозный переселил сюда опричников. С этого момента Арбат стал «солдатским» - потом здесь жили стрельцы и другой военный люд - профессионалы, служившие на постоянной основе, а в мирное время выполнявшие функции полиции и пожарной охраны. Впрочем, уже в XVII веке им пришлось потесниться, когда в здешние переулки «понаехали» плотники и конюшие — новое поколение арбатских жильцов.
В очередной раз «контингент» сменился после пожара 1736 года. Сгорели старые солдатские слободы, сгорели конюшни, сгорели поселения плотников... Улицу застроили заново, но в принципиально новом облике. Ведь в XVIII веке Арбат - это уже не «край Москвы», а «пара шагов от Кремля»; и вместо слободских домиков здесь одна за другой вырастают шикарные усадьбы. Новые аборигены Арбата - дворяне Шереметевы, Голицыны, Гагарины, Трубецкие, Долгорукие...
Но и этим «хозяевам жизни» суждено было оставаться здесь не более века. Со второй половины XIX столетия улица активно застраивается доходными домами, и для аристократии становится слишком шумно. В это время улицу заселяет интеллигенция. Дом № 55 - зеркало этой части истории Арбата. Гостиница Хромовой перестроена из главного дома городской усадьбы XVIII века в 1870-е годы (а в 1930-е еще и надстроена). В этом доходном доме квартировали профессора Московского университета — его так и прозвали «профессорским», жил с родителями поэт Андрей Белый, собиравший здесь клуб поэтов-символистов «Аргонавты» в звездном составе: Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Волошин, Блок... Квартиру отметили своим посещением композитор С. Танеев, художник В. Борисов-Мусатов, богослов П. Флоренский и сам Лев Толстой!
Итак, Арбат заселяет интеллигенция. Их потомки будут жить здесь, опять же, около века, и именно об этом Арбате и поется в знаменитой песне Окуджавы. Пройдет еще сто лет - и из «интеллигентской» улица станет «интуристской».