Арбат Москва

Содержание:
Арбат. Он, безусловно, легендарен. Арбат, наверное, самая известная московская улица. Об Арбате писали книги и песни, и если верить их авторам, это - удивительное, незабываемое место, достойное светлейшей ностальгии...
Но не стоит забывать, что книги и песни писались либо до середины XX века, либо по воспоминаниям того времени. Нынешний Арбат, если ожидать от него чего-то романтического, может сильно разочаровать ожидающего. На Арбат сейчас ходят многие приезжие и немногие москвичи.
Но давайте все-таки посмотрим Арбат. Погрустим об ушедшем, порадуемся сохраненному там, где его найдем. И, памятуя заветы Булата Окуджавы, что Арбат «до конца не пройти», предлагаем пройти его... до начала. От последнего дома к первому, от Садового кольца к Бульварному, от Смоленской площади до Арбатской.
В устье Арбата немного истории

Как часть транспортной артерии Москва - Смоленск Арбат известен с XIV века, а жилым районом Москвы стал при Иване IV - Грозный переселил сюда опричников. С этого момента Арбат стал «солдатским» - потом здесь жили стрельцы и другой военный люд - профессионалы, служившие на постоянной основе, а в мирное время выполнявшие функции полиции и пожарной охраны. Впрочем, уже в XVII веке им пришлось потесниться, когда в здешние переулки «понаехали» плотники и конюшие — новое поколение арбатских жильцов.
В очередной раз «контингент» сменился после пожара 1736 года. Сгорели старые солдатские слободы, сгорели конюшни, сгорели поселения плотников... Улицу застроили заново, но в принципиально новом облике. Ведь в XVIII веке Арбат - это уже не «край Москвы», а «пара шагов от Кремля»; и вместо слободских домиков здесь одна за другой вырастают шикарные усадьбы. Новые аборигены Арбата - дворяне Шереметевы, Голицыны, Гагарины, Трубецкие, Долгорукие...
Но и этим «хозяевам жизни» суждено было оставаться здесь не более века. Со второй половины XIX столетия улица активно застраивается доходными домами, и для аристократии становится слишком шумно. В это время улицу заселяет интеллигенция. Дом № 55 - зеркало этой части истории Арбата. Гостиница Хромовой перестроена из главного дома городской усадьбы XVIII века в 1870-е годы (а в 1930-е еще и надстроена). В этом доходном доме квартировали профессора Московского университета — его так и прозвали «профессорским», жил с родителями поэт Андрей Белый, собиравший здесь клуб поэтов-символистов «Аргонавты» в звездном составе: Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Волошин, Блок... Квартиру отметили своим посещением композитор С. Танеев, художник В. Борисов-Мусатов, богослов П. Флоренский и сам Лев Толстой!
Итак, Арбат заселяет интеллигенция. Их потомки будут жить здесь, опять же, около века, и именно об этом Арбате и поется в знаменитой песне Окуджавы. Пройдет еще сто лет - и из «интеллигентской» улица станет «интуристской».
Музей-квартира Пушкина на Арбате

Арбат, в отличие от, скажем, соседней Пречистенки, уже вошел в XX век изрядно траченным этажной застройкой. Но сохранились и милые старые домики. № 53 - одно из самых старых зданий на улице, это надстроенные вторым этажом палаты XVIII века, отремонтированные после пожара 1812 года.
Дом стал знаменитым благодаря А. С. Пушкину. Сюда он привез свою молодую жену - Наталью Николаевну - после свадьбы зимой 1831 года. Молодожены прожили здесь до середины мая.
Интересно, что после Александра Сергеевича в доме жили: друг Лермонтова С. Раевский, Марина Цветаева, родственники Чайковского и Рахманинова (знаменитые композиторы у них, конечно же, бывали); работали Маяковский и Мейерхольд, но дом так и остался «пушкинским».
После масштабной реставрации 1980-х годов здесь открылся мемориальный музей - квартира А. С. Пушкина на Арбате. Поклонникам творчества поэта - к посещению обязательно!

Напротив дома в 1999 году поставили памятник Пушкину и Гончаровой. Прогуливающихся молодоженов времен «медового месяца» изваяли братья Александр и Игорь Бургановы. Архитекторы - А. Кузьмина и Е. Розанова.
Арбат от музея Пушкину к Плотникову переулку

Застройка улицы Арбат от музея Пушкину к Плотникову переулку весьма «разношерстна». Над старинными усадебными домиками то тут, то там возвышаются глухие брандмауэры многоэтажных доходных домов и здания советской эпохи, сами по себе, должно быть, даже интересные с архитектурной точки зрения, но не слишком вписавшиеся в окружающий пейзаж. Вычленяем архитектурные интересности.
Вот № 44 по северной стороне улицы. Это - главный дом городской усадьбы Р. Тургенева, прапрадеда знаменитого писателя. Внимательный исследователь московских улиц еще может обнаружить во дворе остатки флигелей, каретника и конюшни. Интересно, что после Тургенева домом владела бабушка другого литературного светоча - Ф. И. Тютчева. Здание пережило наполеоновское нашествие, полную реконструкцию, и в 1870-е получило трактовку фасада «под барокко» - нехарактерное для той эпохи проявление историзма! Дом связан с именами А. С. Пушкина, профессора А. А. Остроумова и разведчика Д.Н. Медведева. В конце XIX века здесь собирались различные тайные революционные общества.

Далее красную линию застройки продолжает классический одноэтажный № 42 - дом капитанши Хвощинской первой четверти XIX века, где в конце 1820-х - 1830-х годах жила графиня Наталья Суворова - дочь прославленного генералиссимуса. Эклектичным декором фасада здание обязано архитектору И. С. Каминскому, перестраивавшему его в 1868 году. А в 1980-х, во время масштабной реконструкции Арбата дом разобрали и сложили вновь, сохранив прежний облик и объемы. Почти четверть века в нем находился грузинский культурный центр.
Напротив - по южной стороне - № 51, бывший доходный дом В. Панюшева. Московский «коммерческий» модерн образца 1910-х годов. Здание известно благодаря жившему в нем писателю А. Рыбакову - № 51 стал героем знаменитых «Детей Арбата». А при Сталине его прозвали «пересыльным домом» - кто-то подметил, что сюда из привилегированных квартир выселяли попавших в опалу государственных деятелей. Как правило, ненадолго - дальше они переселялись в куда менее комфортные условия.
Еще один образчик архитектуры начала XX века - яркий, заметный «дом Зайцева» (№ 38). Основа - 1814 год, надстроен в 1901-м, сугубо эклектичен. Народное прозвище получил в честь жившего здесь писателя Б. К. Зайцева (1881-1972), считающегося одним из последних классиков Серебряного века. Лучшие произведения написаны им уже в эмиграции.
Арбат Плотники и Пески

Плотников переулк, его название напоминает о тех временах, когда на Арбате селились мастера работы по дереву. У них и церковь своя была - Никола в Плотниках. Построенная в 1625 году, она была снесена в 1930-е, на ее месте - мрачная коробка дома № 45. У его подножия — небольшой сквер, а в нем - одна из новых арбатских достопримечательностей, памятник Булату Окуджаве. Его открыли спустя пять лет после кончины поэта - в 2002 году, приурочив увековечение памяти ко дню его рождения (9 мая). Скульптор Г. Франгулян воссоздал в бронзе и «вписал» в окружающее пространство уголок старого арбатского двора с подворотней, аркой, скамейками, живым деревом и, естественно, фигурой самого Окуджавы, выходящего из двора на улицу. Памятник прекрасный, но когда смотришь, как у бронзового барда толпами фотографируются интуристы, задумываешься... Кто знает, породил бы столь теплые чувства в душе поэта нынешний Арбат? По крайней мере, если обойти памятник и взглянуть на него сзади, рождается странная ассоциация: Булат Шалвович сквозь дверной проем «своего» мира настороженно и как-то робко выглядывает в «наш», внешний мир.
Плотников переулок отходит от Арбата на юг, на север же ведет Спасопесковский. Он тоже назван по церкви - Спаса на Песках, только она, в отличие от Николы в Плотниках, сохранилась. Это довольно выдающийся храм: незаурядное архитектурное сооружение с выдающейся историей. Традиционная «московская» церковь в наилучшем исполнении: изящное пятиглавие, резные наличники, раковины в кокошниках, перспективные порталы, асимметрия. Спас на Песках зримо напоминает об архитектурной эпохе русского узорочья, хотя выстроен значительно позже —в 1706-1711 годах. Именно этот храм в 1878 году изобразил художник В.Д. Поленов на своей широко известной картине «Московский дворик». А еще церковь известна тем, что на ее колокольне звонил знаменитый в начале XX века виртуоз, теоретик колокольного звона К. К. Сараджев.
В советскую эпоху судьба связывает храмы Спаса на Песках и Николы на Щепах: последний настоятель Спасской церкви, Сергий Успенский, после ее закрытия переходит в Никольскую, где служит до самого ареста. Вскоре отец Сергий был расстрелян на Бутовском полигоне.
После войны храм внесли в списки памятников архитектуры, но православной Церкви не вернули. Даже после реставрации в здании размещался кукольный отдел «Союзмультфильма». Здесь анимировали Чебурашку.
Ныне храм действующий. Вокруг - один из патриархальных уголков Старого Арбата, если, конечно, не брать во внимание высотки Нового Арбата. Спасопесковскую площадку (чтобы именоваться площадью, она слишком мала) москвичи зовут «кружком» и «Пушкинским сквером». Причем последнее название появилось еще в конце XIX века, а памятник поэту - только в 1993-м (скульптор - Ю. Динес).

Из гражданской архитектуры привлекает внимание своим шестиколонным зданием усадьба Щепочкиной - Львова, выдающийся памятник архитектуры.
У театра Вахтангова на Арбате

Угол Спасопесковского переулка и Арбата отмечает еще одна городская усадьба: Королева - Страховой - Тестовых. Главный дом (№ 36) с мезонином выстроен во второй половине XVIII века, позже неоднократно перестраивался, но сохранил более-менее «дворянский» вид. Хотя в XIX веке проходил отнюдь не по дворянской, а по медицинской части. Сначала тут была аптека, потом - приют для неизлечимых больных. В начале XX века в здании размещалось издательство «Посредник», связанное с именами Л.Н. Толстого и И. Д. Сытина.
Застройку Арбата продолжают крупные доходные дома: Урусова (№ 32, начало XIX века, перестроен в 1880-х - 1890-х), Скворцова (№ 28, начало XX века, архитектор А. Остроградский, здесь жил советский литератор Павел Антокольский) и Филатовых (№ 35, 1910-е годы, архитектор В. Дубовский). Последний известен также как «дом с рыцарями»: это интересный памятник неоготики и по совместительству - самое крупное сооружение Арбата, расположенное аккурат в его середине.
Напротив - знаменитый театр имени Евгения Вахтангова, открывшийся в 1921 году. Вахтангов - ученик Станиславского - создавал театр яркий, злободневный и острый, одним словом - современный (а современность у него была ох, какая бурная). Нынешнее здание построено вскоре после войны на месте особняка, на который упала немецкая бомба. Визитной карточкой театра - как здания, так и, собственно, труппы - стала принцесса Турандот, в честь которой устроен памятник-фонтан. Открыли его в 1997-м -в семьдесят пятую годовщину постановки знаменитой пьесы.
«Стена Цоя» и дом Мельникова

На фото: Угол Арбата и Кривоарбатского переулка. Слева «стена Цоя», прямо - доходный дом Скворцова, справа «дом с рыцарями»
Арбат, Кривоарбатский переулок. Его угол отмечен своеобразной достопримечательностью - для кого-то в списке культовых мест Арбата она стоит под номером один. Речь, конечно же, о «стене Цоя» - импровизированном мемориале лидеру группы «Кино». Его гибель в 1990 году стала шоком для поклонников. Специфический «памятник» получился сам собой: сначала кто-то написал на стене «Сегодня погиб Виктор Цой», потом кто-то добавил «Цой жив», и так далее... А вот установить «нормальный» памятник певцу, в бронзе, так и не получилось - этого не захотели ни жильцы окрестных домов, ни сами поклонники певца.
Стена Цоя - не самый опрятный уголок Арбата, зато она отлично справляется с ролью «камня преткновения». Ее периодически закрашивают, восстанавлйвают, угрожают ликвидировать, защищают. Но в Кривоарбатский мы свернули, собственно говоря, за другим. Здесь, в тесноте переулка, зажатый бесцеремонной застройкой, ютится один из самых известных жилых домов Москвы - дом-мастерская архитектора Константина Мельникова, им самим выстроенный уникальный памятник эпохи конструктивизма.

Вопрос «чем же он так уникален» отпадает сам собой, когда видишь этот дом. Здание, сооруженное в 1927-1929 годах, представляет собой два взаимосвязанных цилиндра. Фасадная часть южного почти полностью застеклена, остальные поверхности покрыты удивительными шестигранными окнами. Это единственные элементы декора, снаружи они визуально облегчают стены, внутри — создают неповторимую игру света и тени.
Долгое время за зданием не было должного ухода. Реставрация столь сложного и необычного памятника потребовала комплексного подхода. Многоэтапные работы начались еще в 1990-е годы с использованием технологий, характерных для начала XX века. Но только в 2014 году дому Мельникова присвоили статус объекта культурного наследия федерального значения.
К Арбатской площади

Дом Лопыревского.
Идем вдоль «дома с рыцарями» к Калошину переулку. Здесь интересен небольшой особняк, также названный в честь построившего его архитектора. М. О. Лопыревский возвел его для себя в 1852 году.
Рядом, на углу Калошина и Арбата - доходный дом Лопыревского. Сначала был дом как дом — приносил прибыль своему владельцу-архитектору. Потом город выкупил его для обустройства одного из первых в Москве родильных приютов. А еще позже, уже в советское время, здесь почти полвека жил и работал знаменитый ученый-философ А. Ф. Лосев, о чем с гордостью сообщает мемориальная табличка.
Обратите внимание на дом № 31 - здесь, вернувшись из ссылки в Пензенскую губернию, в 1839 году поселился известный вольнодумец Н. П. Огарев, бывал А. И. Герцен. Впрочем, в XIX веке отношение к этим личностям было несколько иное, нежели в веке двадцатом, и «комнаты, помнящие великих революционеров» никто не стал музеефицировать. Здание капитально перестроили под доходный дом в 1887 году.

Мы подходим к еще одной развилке: налево - Серебряный переулок, направо - Староконюшенный. Слева - пустой сквер отмечает место, где стояла замечательная церковь Николы Явленного, снесенная при большевиках; справа - интересный деревянный дом А. Пороховщикова (Староконюшенный переулок, 36). Пороховщиков был предпринимателем, владельцем гостиницы и ресторана «Славянский базар», и дом себе заказал в соответствующем стиле. Толстые бревна, резные наличники и карнизы в шумном центре Москвы смотрятся экзотично.
Ближе к Арбатской площади архитектурные формы Арбата заметно укрупняются и обезличиваются, появляется больше современной застройки, с той или иной степенью грациозности мимикрирующие под нечто, отягощенное вкусом.