У театра Вахтангова на Арбате

Угол Спасопесковского переулка и Арбата отмечает еще одна городская усадьба: Королева - Страховой - Тестовых. Главный дом (№ 36) с мезонином выстроен во второй половине XVIII века, позже неоднократно перестраивался, но сохранил более-менее «дворянский» вид. Хотя в XIX веке проходил отнюдь не по дворянской, а по медицинской части. Сначала тут была аптека, потом - приют для неизлечимых больных. В начале XX века в здании размещалось издательство «Посредник», связанное с именами Л.Н. Толстого и И. Д. Сытина.
Застройку Арбата продолжают крупные доходные дома: Урусова (№ 32, начало XIX века, перестроен в 1880-х - 1890-х), Скворцова (№ 28, начало XX века, архитектор А. Остроградский, здесь жил советский литератор Павел Антокольский) и Филатовых (№ 35, 1910-е годы, архитектор В. Дубовский). Последний известен также как «дом с рыцарями»: это интересный памятник неоготики и по совместительству - самое крупное сооружение Арбата, расположенное аккурат в его середине.
Напротив - знаменитый театр имени Евгения Вахтангова, открывшийся в 1921 году. Вахтангов - ученик Станиславского - создавал театр яркий, злободневный и острый, одним словом - современный (а современность у него была ох, какая бурная). Нынешнее здание построено вскоре после войны на месте особняка, на который упала немецкая бомба. Визитной карточкой театра - как здания, так и, собственно, труппы - стала принцесса Турандот, в честь которой устроен памятник-фонтан. Открыли его в 1997-м -в семьдесят пятую годовщину постановки знаменитой пьесы.