Архитектура церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Архитектурно церковь Феодора Стратилата на Ручью представляет собой квадратный в плане четырехстолпный одно-апсидный храм с одной главой и трехлопастным завершением фасадов (оно было восстановлено в ходе послевоенной реставрации), которые делятся лопатками на три части, повторяя внутреннюю структуру здания. Фасады церкви и ее апсиду отличает обилие узких окон-амбразур со стрельчатыми завершениями готического типа. Отзвук северной готики несут на себе и перспективные порталы входных дверей.
Храм богато декорирован, причем «плотность» декора возрастает по вертикали, достигая своеобразного насыщения на барабане купола. Декоративные формы тут — самые разнообразные: это и фризы, и полуциркульные арки, и разнообразные ниши, и валики... К украшению фасадов следует отнести также кресты двух типов: так называемые «голгофские» — выполненные рельефным образом и снабженные «постаментом»; и закладные, как бы «утопленные» в кладку в нижних частях стен. И те, и другие являются традиционным элементом новгородской храмовой архитектуры. Уже архимандрит Макарий (Миролюбов) отмечал крест второго типа в апсиде — «против горнего места»; этот крест можно увидеть и сегодня.
Тот же автор, первым опубликовавший «почти научное» описание церкви Феодора Стратилата, рассказал о фресковой живописи на фасадах, цитируем:
«На стенах с восточной же стороны по углам два выступа, а между каждым выступом и полукружием два изображения, по правую сторону Знамения Божией Матери, а по левую Тихвинской Божией Матери, в настоящее время почти забеленные».
Кроме того, отец Макарий фиксирует потемневшее изображение «Не рыдай мене Мати» на южной стене и следы трех фресок на западном фасаде.
Строитель Феодоровской церкви, в сущности, не придумал ничего нового: он использовал приемы, известные в ранней новгородской архитектуре и во многом воспринятые от смоленской школы храмового зодчества, а также уловил некоторые готические веяния, пришедшие из Прибалтики и северной Германии, с которой Новгород имел тесные связи, — но подошел к задаче творчески. Новаторство его заключалось в новом расположении всех этих элементов, в неизвестном ранее синтезе. В результате он создал классический образец новгородского храма, надолго — примерно на столетие — определивший облик местных церквей. И это столетие стало настоящим «золотым веком» новгородского зодчества. Век этот кончился с подпадением Новгорода под власть Москвы и общей унификацией русской жизни, после чего оригинальная новгородская культура ушла в прошлое.