Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде была построена в 1360— 1361 годы. Почему «на Ручью»? Сегодня поблизости от храма никаких ручьев не наблюдается, рядом шумит улица «Федоровский Ручей». Все правильно — до 1950-х годов и никакой улицы не существовало, а на протяжении столетий протекал здесь достаточно полноводный Федоровский ручей, разбивавший надвое Торговую сторону. Вот на его берегу, со стороны Плотницкого конца, в 1360 году и начали строить каменную церковь Феодора Стратилата.

Освящение его во имя великомученика Феодора Стратилата объясняется просто — в 1115 году в Новгороде еще княжил знаменитый Мстислав Владимирович Великий, получивший в крещении имя Феодор в честь этого святого.

Оставаясь на протяжении веков приходским храмом Федоровой улицы Плотницкого конца, церковь Феодора Стратилата на Ручью постепенно приходила в упадок. Особенно печальным выдалось для нее XIX столетие. Но в начале XX века храм словно очнулся от мертвенного сна и неожиданно прославился — сначала на всю Россию, а потом и на весь мир. Это произошло благодаря открытию его древних фресок.

Древняя живопись церкви Феодора Стратилата на Ручью очень похожа с росписью храма Спаса Преображения на Ильине улице, выполненной Феофаном Греком, переклички очевидны: как в почти буквальном повторении некоторых сюжетов, так и в совпадении ряда деталей.

Документальных свидетельств о жизни Феодоровского храма в первые века его существования сохранилось очень мало.

В начале XIX века приход уменьшился и обеднел, здание ветшало; фрески портились, частью они оказались забелены; богослужения совершались лишь на престольные праздники (дни памяти великомученика Феодора Стратилата и святителя Николая Чудотворца). Потом нашелся жертвователь — точнее, жертвовательница: купеческая вдова Е. А. Васильева. На ее деньги храм отремонтировали и в 1880 году заново освятили. Увы, почти вся древняя живопись после этого оказалась скрыта под побелкой и масляной записью.

Новая эпоха в истории церкви Феодора Стратилата на Ручью началась в 1910 году, когда в храм пришли реставраторы. К концу 1912 года реставрационные работы завершились — миру был явлен фресковый ансамбль XIV столетия; кроме того, реставраторы открыли несколько композиций на фасадах и заново пробили заложенные кирпичом «аутентичные» окна — в целях улучшения освещения внутреннего храмового пространства.

Война нанесла церкви Феодора Стратилата на Ручью тяжелые раны, но, по сравнению с послевоенным состоянием других новгородских храмов (из тех, что вообще уцелели), храм пережил эти страшные годы еще сравнительно благополучно. Больше всего пострадали от снарядов западная трапезная пристройка и колокольня, лишившаяся шатра. Послевоенная реставрация затянулась до 1961 года, после чего древнюю церковь превратили в общедоступный музей. Православные храмы Великого Новгорода.


Саша Митрахович 03.08.2017 09:25

Архитектура церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Архитектура церкви Феодора Стратилата на Ручью	в Новгороде

Архитектурно церковь Феодора Стратилата на Ручью представляет собой квадратный в плане четырехстолпный одно-апсидный храм с одной главой и трехлопастным завершением фасадов (оно было восстановлено в ходе послевоенной реставрации), которые делятся лопатками на три части, повторяя внутреннюю структуру здания. Фасады церкви и ее апсиду отличает обилие узких окон-амбразур со стрельчатыми завершениями готического типа. Отзвук северной готики несут на себе и перспективные порталы входных дверей.

Храм богато декорирован, причем «плотность» декора возрастает по вертикали, достигая своеобразного насыщения на барабане купола. Декоративные формы тут — самые разнообразные: это и фризы, и полуциркульные арки, и разнообразные ниши, и валики... К украшению фасадов следует отнести также кресты двух типов: так называемые «голгофские» — выполненные рельефным образом и снабженные «постаментом»; и закладные, как бы «утопленные» в кладку в нижних частях стен. И те, и другие являются традиционным элементом новгородской храмовой архитектуры. Уже архимандрит Макарий (Миролюбов) отмечал крест второго типа в апсиде — «против горнего места»; этот крест можно увидеть и сегодня.

Тот же автор, первым опубликовавший «почти научное» описание церкви Феодора Стратилата, рассказал о фресковой живописи на фасадах, цитируем:

«На стенах с восточной же стороны по углам два выступа, а между каждым выступом и полукружием два изображения, по правую сторону Знамения Божией Матери, а по левую Тихвинской Божией Матери, в настоящее время почти забеленные».

Кроме того, отец Макарий фиксирует потемневшее изображение «Не рыдай мене Мати» на южной стене и следы трех фресок на западном фасаде.

Строитель Феодоровской церкви, в сущности, не придумал ничего нового: он использовал приемы, известные в ранней новгородской архитектуре и во многом воспринятые от смоленской школы храмового зодчества, а также уловил некоторые готические веяния, пришедшие из Прибалтики и северной Германии, с которой Новгород имел тесные связи, — но подошел к задаче творчески. Новаторство его заключалось в новом расположении всех этих элементов, в неизвестном ранее синтезе. В результате он создал классический образец новгородского храма, надолго — примерно на столетие — определивший облик местных церквей. И это столетие стало настоящим «золотым веком» новгородского зодчества. Век этот кончился с подпадением Новгорода под власть Москвы и общей унификацией русской жизни, после чего оригинальная новгородская культура ушла в прошлое.


Саша Митрахович 03.08.2017 09:30

Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью

Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью

Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью в деталях устроен довольно необычно, что сообщает храму своеобразную уникальность.

Строитель церкви максимально придвинул «несущие» столпы к стенам, стараясь высвободить как можно больше площади для молящихся. При этом ориентация наоса оказалась как бы «поперечной», он вытянулся по оси «север — юг», что в крестово-купольном храме выглядит странно, тем более что в нашем случае квадрат храма на самом деле слегка вытянут как раз в продольном направлении, с запада на восток. Ранее, когда церковь была действующей, этот эффект проявлялся еще ярче, так как восточный рукав креста был скрыт высоким иконостасом, а с запада тоже имелась визуальная преграда, суживающая подкупольное пространство, — в качестве таковой выступала алтарная стена расположенного на хорах Покровского придела, которая вместе с участками западной стены поперечного нефа образовывала единую плоскость.

Автор Феодоровского храма как будто сознательно «разбивал» пространство нижнего яруса на отдельные помещения, связанные друг с другом лишь проходами, — это больше касается, разумеется, пространства под хорами, сформированного по «зальному» принципу. При таком построении освещения, даваемого узкими окнами-бойницами, не хватало; известно, что в XVII столетии освещать помещение скудному солнечному свету помогали девять светильников; столь разветвленной «световой схемы» в других новгородских храмах не имелось.

Слева от собственно алтаря находится жертвенник, справа — диаконник. Оба они соединены с наосом арочными проходами, но если жертвенник не имеет отдельного перекрытия, то диаконник представляет собой довольно низкое помещение с коробовым сводом. Уменьшение диаконника по высоте позволило устроить над ним, в юго-восточном углу храма, небольшой придел на хорах, который был освящен во имя небесного патрона заказчика церкви — святого Симеона Столпника Дивногорца.

На хоры ведет лестница, расположенная в северо-западном углу. Обширные хоры церкви Феодора Стратилата на Ручью покоятся — в отличие от большинства новгородских храмов, где в качестве пола полатей использовался деревянный настил, — на каменных сводах нижнего яруса.

В Симеонов придел над диаконником из центральной части хор можно было попасть по деревянному переходу, вытянувшемуся вдоль южной стены храма.

Гораздо необычнее был устроен Покровский придел в центре хор — такое его расположение можно считать уникальным, от подкупольного пространства его отделяла довольно высокая, почти в три метра, каменная преграда.

Если попытаться мысленно реконструировать весь интерьер Феодоровского храма таким, каким он был в первые столетия его существования, — со всеми этими перегородками, прекрасными иконостасами, переходами, малыми изолированными помещениями, то поневоле признаешь— выглядела тогда церковь внушительно. Да еще со стенами, сплошь расписанными замечательными фресками!

Над фресками церкви Феодора Стратилата на Ручью явно работали несколько изографов. Один из них расписывал купол храма и совершенно очевидным образом копировал манеру Феофана Грека.

Рука второго мастера опознается во фресках верхнего регистра декорации наоса; стилистика этих изображений наиболее близка стилистике волотовской росписи — настолько, что можно предположить участие волотовского мастера в украшении Феодоровского храма и составление именно им иконографической программы росписи. Оставаясь в рамках концепции исихазма, художник уходит от повышенной экспрессии и «сиюминутности» духовного озарения — в сторону большей камерности, интимности и, если можно так выразиться, ранимости.

Наконец, третий мастер наверняка вышел из волотовской школы, но он пишет несколько суше, графичнее, живопись в его фресках как бы отступает на второй план — при том, что «идеологически» его творения звучат вполне в унисон с художественным ощущением его учителя. И это есть воспринятое Русью духовное завещание Византии, которой вскоре было суждено исчезнуть с карты мира. Все это очень близко кругу преподобного Сергия Радонежского, сложившемуся около этого времени. И из этого же корня выросло великое искусство преподобного Андрея Рублева.


Саша Митрахович 03.08.2017 09:46

Церковь Феодора Стратилата на Ручью график работы контакты как добраться расположение на карте

Церковь Феодора Стратилата на Ручью график работы контакты как добраться расположение на карте

График работы церкви Феодора Стратилата на Ручью:

Церковь Феодора Стратилата на Ручью входит в число объектов, принадлежащих Новгородскому государственному объединенному музею-заповеднику. Храм открыт с 10:00 до 17:00. Выходные дни: четверг, пятница. Санитарный день: последняя среда каждого месяца.

Контакты:

  • Адрес музея: 173000, Россия, г. Великий Новгород, Кремль
  • Телефон/факс: +7 (8162) 77-36-08
  • Сайт музея: www.novgorodmuseum.ru

Как добраться самостоятельно к храму:

Через Новгород проходит федеральная трасса М10 «Москва — Санкт-Петербург». До Москвы от Новгорода — 520 км, до Петербурга —180 км. Из обеих столиц можно без труда добраться до Новгорода на собственном автомобиле, поезде или междугороднем автобусе (из Петербурга автобусы отправляются буквально каждые полчаса).

Церковь Феодора Стратилата на Ручью находится по адресу: улица Федоровский Ручей, дом 19а. Найти ее нетрудно. Будем ориентироваться от Новгородского кремля — именно отсюда обычно начинаются ознакомительные прогулки гостей Новгорода. По пешеходному мосту переходим через Волхов на Торговую сторону, далее по симпатичной аллее добираемся до Большой Московской улицы (слева остается Георгиевская церковь), поворачиваем на нее налево, через два квартала — перекресток, поворачиваем на улицу Федоровский Ручей и идем по ее левой стороне: буквально через 150 метров — храм Феодора Стратилата. Неторопливая пешеходная прогулка займет полчаса. А по Новгороду и нужно бродить пешком, причем бродить неторопливо, — он того стоит.

Расположение церкви на карте Новгорода:


Саша Митрахович 03.08.2017 09:54
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча