Архитектура Чесменской церкви

Чесменская церковь занимает особое место в культовой архитектуре екатерининского времени. Храм был спроектирован архитектором Ю. М. Фельтеном в «готическом стиле» и известен в качестве одного из ранних примеров стилизаций подобного рода.
Редкая на фоне господства иных традиций (барокко, классицизм) архитектурная стилистика, в то время часто называемая «мавританской», связывалась современниками с победами над турками. Она быстро завоевала популярность в усадебной среде, преимущественно в имениях, принадлежавших участникам военных действий и приближенным ко двору сановникам, которые быстро усваивали культурные новшества императрицы Екатерины Великой.
Чесменский храм — пятиглавый, устремленный ввысь. Центральное помещение церкви с полукружиями по четырем сторонам и с возведенными над ними башенками представляет собой в плане греческий равноконечный крест. Основа внутреннего пространства — квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырех сторон примыкают полукруглые помещения. Стрельчатые арки опираются на четыре пилона. На храме — узкие вертикальные тяги на красноватом фоне стен. Привлекают внимание и запоминаются высокие стрельчатые окна.
На главах — кресты. Первоначально в передней, западной, башенке были установлены часы, а в двух боковых — колокола, сейчас колокольня расположена в передней башне. В декоре церкви использованы элементы средневековой готической архитектуры: стрельчатые окна, вертикальные тяги, остроконечные башенки — пинакли, зубчатый переплет. Главный вход обрамляют пилоны портала, перевитые лепными лентами; здесь же помещены две аллегорические статуи: Веры — с крестом и чашей в руках, и Надежды — с пальмовой ветвью и пламенем. Главными элементами внутреннего декора стен являются белые тяги, филенки и розетки.