Архитектура храма Спаса Нерукотворного в Котово

Архитектура храма Спаса Нерукотворного в Котово

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Котове — типичная по своим формам небольшая, сугубо «домашняя» церковь, выполненная в московской архитектурной традиции: приземистый бесстолпный куб, придел, смещенная относительно оси симметрии колокольня. Сооружений такого типа в старинных вотчинах в окрестностях столицы было построено немало, например, известные Никольский храм в Николо-Урюпине, Покровский храм в Рубцове и другие.

Для своей эпохи Котовский Спасский храм в некоторой степени старомоден. В Москве уже пробовали на вкус нарышкинский стиль. Однако заказчики котовской церкви пожелали отдать дань традиционному зодчеству.

В этой связи небезынтересно посмотреть, как варьировалась уходящая традиция, вытесняемая новым архитектурным стилем. Достаточно взглянуть, для примера, на уже упомянутый Никольский храм в Николо-Урюпине (1667 год, примерно на 15 лет старше котовской церкви) и на что-нибудь похожее, но более позднее — скажем, на Покровскую церковь в Волоколамске (1695 год, примерно на 10 лет моложе). Планировочный принцип, в целом,один — небольшой одноглавый кубический храм, «обрастающий» пристройками, — но налицо радикальные изменения в сторону упрощения. Никольская церковь имела галерею, в Спасской она тоже была (не сохранилась до наших дней), в Покровской же уже даже не предполагалась. В композиции Никольской церкви важнейшую роль играют приделы, повторяющие формы главного храма. В Котове придел был один и, по сути, являлся функциональной постройкой (позднейший второй придел, впрочем, вписался так удачно, что кажется задуманным в изначальном проекте). Наконец, утилитарная пристройка к храму в Волоколамске и вовсе не имеет никакого отношения к замыслу строителей XVII века.

Но главное, что бросается в глаза, — резко отличающиеся друг от друга завершения храмов. Горки кокошников Никольской церкви в Урюпине заменены в Спасском храме одним рядом кокошников (правда, весьма фактурных) под четырехскатной кровлей, в Волоколамске мы не найдем и его. За четверть века произошло угасание стиля: узорочье отживало свое, его нишу заняли «нарышкинские» постройки, а обкатанные строительные приемы если и использовались, то упрощались по всем направлениям: и в планировке, и в декоре, и в завершениях. В этой связи котовская церковь интересна тем, что построена была как бы «в точке невозврата» и являет собой едва ли не последний усадебный бесстолпный одноглавый кубический храм.


Саша Митрахович 04.11.2017 09:04
Загрузка...

Читать следующую статью

Интерьер храма Спаса Нерукотворного Образа в Котове

Читать предыдущую статью

Храм Спаса Нерукотворного в Котово Долгопрудный

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча