Храм Спаса Нерукотворного в Котово Долгопрудный

Храм Спаса Нерукотворного в Котово	Долгопрудный

Строительство храма Спаса Нерукотворенного в Котово

Храм Спаса Нерукотворенного в Котово появился после приобретения усадьбы Иваном Борисовичем Репниным в XVII веке. Считается, что поставили ее на месте деревянной, возведенной еще при Иване Грозном. Новый храм представлял собой одноглавый четверик, соединенный обходной галереей с северным приделом. При церкви имелась колокольня.

В первой трети XVIII века репнинское имение приобрел знаменитый князь Борис Григорьевич Юсупов.

К 1832 году объявилась необходимость в ремонте старого храма. Его облик Юсуповы привели в соответствие с изменившейся модой в архитектуре: подняли стены, изменили форму окон, расширили дверные проемы. Старый карниз срубили, заменив его новым, белокаменным. Такой же пустили и по четверику колокольни. Вместе с тем, старые арочные проемы, ведущие из основного храма в придел, сохранили — они столь низкие, что даже сравнительно невысокому человеку надо наклониться, чтобы попасть из одного помещения в другое. Работы длились четыре года.

Обновлением храма руководил лично сын Николая Борисовича Юсупова — Борис. Он отличался хозяйственностью и слыл человеком добродетельным, заботился о своих крестьянах, много помогал нуждавшимся во время неурожаев и страшной эпидемии холеры.

В 1850 году, когда Котовым владел уже внук Николая Борисовича, полный тезка своего знаменитого дедушки, решено было пристроить к Спасской церкви еще один придел — во имя святителя Николая Чудотворца. Придел получился симметричным уже существующему. Различалась только форма окон — в Никольском приделе их сделали арочными, в то время как во Владимирском окна завершаются клинчатыми перемычками. Через три года, в 1853 году, Никольский придел освятили.

Упадок

Больше века Юсуповы рачительно занимались своим котовским имением, поспособствовав развитию приходской жизни и украшению Спасской церкви. Но в начале XX века усадьба стала приходить в упадок, а революция окончательно ее разорила и обезобразила. В советское время Спасский храм был закрыт, даже само существование здания оказалось под угрозой вследствие не целевого и не бережного его использования.


Во второй половине XIX века Спасский храм в Котове оставался вотчинной церковью. Большое внимание уделялось внутреннему украшению церкви. Стены покрыли росписью — на старинных фотографиях хорошо видны всевозможные узоры на арочных сводах храма. Иконостас, вероятно, оставался тябловый пятиярусный, изготовленный еще в XVII веке.

После революции

Вере и религии места в новой советской действительности не предполагалось. Все, что могло напоминать о дореволюционной жизни, большевики старались уничтожить на корню. Почти
все постройки юсуповской усадьбы снесли. В 1934 году закрылся и Спасский храм. Вандалы от души в нем похозяйничали: то, что можно было унести, — разграбили, над остальным надругались. Церковь лишилась своих глав, колокольню уничтожили. Напротив бывшего храма продавали разливное пиво.

Позже здание, по тогдашней традиции, решили приспособить под нужды народного хоязйства. В нем последовательно размещались различные мастерские и производства, типография... Разумеется, всякий новый хозяин начинал с переустройства — двери превращали в окна, а окна — в двери. Внутри появились деревянные перекрытия, сделавшие постройку двухэтажной. Рядом построили котельную, из которой в храм протянули отопительные трубы. Бывший Никольскоий придел обзавелся двухэтажной пристройкой — в народе ее остроумно окрестили «бесприделом». Здание оштукатурили, а внутри стены покрасили масляной краской.

Снова — Божий дом

На закате истории Советского Союза в июне 1991 года, на волне тогдашних преобразований, Спасскую церковь вернули общине верующих.

Потом были несколько лет реставрационных работ — реставраторы, поставившие задачу вернуть церкви более или менее первоначальный облик, сверялись в своей работе со старыми чертежами и фотографиями. Восстановили храм достаточно быстро — уже через пять лет на его куполах снова засияли кресты, рядом с храмом появилась звонница. 8 сентября 1996 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, впервые за долгие десятилетия над Котовым разлился колокольный звон. Для прихожан первый благовест стал настоящим праздником.

Теперь церковные праздники в Котовском храме проходят по-домашнему уютно. По сложившейся традиции, в Рождественские и Пасхальные дни приход организует катание на лошадях. Прихожане устраивают концерты, в которых наравне со взрослыми участвуют дети.

Православные храмы Московской области.


Саша Митрахович 04.11.2017 08:54

Архитектура храма Спаса Нерукотворного в Котово

Архитектура храма Спаса Нерукотворного в Котово

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Котове — типичная по своим формам небольшая, сугубо «домашняя» церковь, выполненная в московской архитектурной традиции: приземистый бесстолпный куб, придел, смещенная относительно оси симметрии колокольня. Сооружений такого типа в старинных вотчинах в окрестностях столицы было построено немало, например, известные Никольский храм в Николо-Урюпине, Покровский храм в Рубцове и другие.

Для своей эпохи Котовский Спасский храм в некоторой степени старомоден. В Москве уже пробовали на вкус нарышкинский стиль. Однако заказчики котовской церкви пожелали отдать дань традиционному зодчеству.

В этой связи небезынтересно посмотреть, как варьировалась уходящая традиция, вытесняемая новым архитектурным стилем. Достаточно взглянуть, для примера, на уже упомянутый Никольский храм в Николо-Урюпине (1667 год, примерно на 15 лет старше котовской церкви) и на что-нибудь похожее, но более позднее — скажем, на Покровскую церковь в Волоколамске (1695 год, примерно на 10 лет моложе). Планировочный принцип, в целом,один — небольшой одноглавый кубический храм, «обрастающий» пристройками, — но налицо радикальные изменения в сторону упрощения. Никольская церковь имела галерею, в Спасской она тоже была (не сохранилась до наших дней), в Покровской же уже даже не предполагалась. В композиции Никольской церкви важнейшую роль играют приделы, повторяющие формы главного храма. В Котове придел был один и, по сути, являлся функциональной постройкой (позднейший второй придел, впрочем, вписался так удачно, что кажется задуманным в изначальном проекте). Наконец, утилитарная пристройка к храму в Волоколамске и вовсе не имеет никакого отношения к замыслу строителей XVII века.

Но главное, что бросается в глаза, — резко отличающиеся друг от друга завершения храмов. Горки кокошников Никольской церкви в Урюпине заменены в Спасском храме одним рядом кокошников (правда, весьма фактурных) под четырехскатной кровлей, в Волоколамске мы не найдем и его. За четверть века произошло угасание стиля: узорочье отживало свое, его нишу заняли «нарышкинские» постройки, а обкатанные строительные приемы если и использовались, то упрощались по всем направлениям: и в планировке, и в декоре, и в завершениях. В этой связи котовская церковь интересна тем, что построена была как бы «в точке невозврата» и являет собой едва ли не последний усадебный бесстолпный одноглавый кубический храм.


Саша Митрахович 04.11.2017 09:04

Интерьер храма Спаса Нерукотворного Образа в Котове

Интерьер храма Спаса Нерукотворного Образа в Котове

На фото: Алтарь Никольского придела.

Иконостас Владимирского придела храма Спаса Нерукотворного в Котово.

Интерьер храма Спаса Нерукотворного Образа в Котове выглядит если не сложным, то как минимум усложненным. Все объясняется пристройкой XX века, ныне включенной в храмовый ансамбль. Как раз в пристройке сейчас располагается вход в храм. Входящий попадает в притвор, далее поворот налево — собственно сама пристройка, которую изнутри можно принять за большую трапезную, затем еще один поворот налево — и, только развернувшись таким образом на 180 градусов, попадаешь в «настоящий» притвор исторической церкви. В нем снова придется повернуться, чтобы попасть в главный храм. Такая сложная композиция, разумеется, не была предусмотрена зодчими.

Иконостас в основном четверике храма Спаса Нерукотворного в Котово.

Интерьер пристройки прост — это обширное пространство, обильно освещенное благодаря большим арочным окнам. Проходя через арочный же проем в исторический храм, ощущаешь невероятный контраст «советского» помещения и старинного здания. Куда делся этот простор, это обилие света? Внутренний объем главного храма максимально компактен — скорее всего, заказчик церкви не предполагал в ней значительного числа молящихся. Интересно, что после низких потолков притворов собственно храм кажется поразительно высоким. Умом понимаешь, что строение-то невелико, не может быть в нем таких заоблачных потолков, но визуальный эффект от резких перепадов высот впечатляет.

Южный Никольский и северный Владимирский приделы еще меньше; их подглавные пространства ниже, более тесными выглядят арочные своды — чтобы пройти в них, высокому человеку нужно наклониться. Это изначальное решение неизменно сохранялось при всех перестройках храма; оно, безусловно, представляет интерес, хотя и, надо полагать, создает определенные неудобства для прихожан и священнослужителей.

В целом интерьер Спасской церкви, даже несмотря на утраченное в XX веке убранство, имеет значительную ценность с точки зрения сохранившегося архитектурно-планировочного решения «домашнего» храма XVII века.

Тот самый бывший «беспридел».

Иконостасы в Спасской церкви — новые: в приделах поменьше — в два-три яруса, в главном храме — пятиярусный. Беленые стены могут показаться последствиями недавнего ремонта — отчасти это так и есть, стенопись храма утрачена; однако нельзя не отметить, что росписи здесь появились только в начале XX века, так что сейчас мы видим, так сказать, интерьеры, приближенные к оригинальным.


Саша Митрахович 04.11.2017 09:14

Храм Спаса Нерукотворного в Котово богослужения контакты как добраться расположение на карте

Храм Спаса Нерукотворного в Котово богослужения контакты как добраться расположение на карте

Храм Спаса Нерукотворного в Котово богослужения:

Божественная литургия в Спасском храме совершается ежедневно. В воскресенья и родительские субботы совершаются две литургии — в 8:00 и в 10:00; в двунадесятые праздники — тоже две: если они выпадают на будние дни, то в 7:00 и 9:00, если на выходные дни, то в 8:00 и 10:00. Накануне в 17:00 отправляется вечернее богослужение. Расписание богослужений советуем уточнять по телефону.

Контакты:

  • Адрес: 141707, Россия, Московская область, г. Долгопрудный, ул. Парковая, 1
  • Телефон: +7 (495) 408-20-33
  • Сайт: www.spas-neru.orthodoxy.ru

Как добраться самостоятельно к храму:

Добраться до храма проще всего на электричке с Савеловского вокзала Москвы. Ехать нужно до станции «Водники», церковь видна уже с платформы.

Другой вариант: на маршрутке №456 от станции метро «Алтуфьевская» или на автобусе №368 от станции метро «Речной вокзал». Выходить следует на остановке «Проспект Пацаева». Далее несколько минут пешком в сторону военкомата — и вы у храма.

На автомобиле — 5 километров от МКАД по Дмитровскому шоссе. Водохранилище не переезжать, а съехать перед ним направо по указателю «Водники». Сделав «петлю» под эстакадой, двигаться к Московской улице. По ней — около полутора километров. Миновав железнодорожный переезд, вы вскоре увидите Спасский храм.

Самый «романтический» вариант — по воде: от Северного речного вокзала до причала «Водники», а оттуда — пешком в сторону платформы.

Расположение храма на карте:


Саша Митрахович 04.11.2017 09:20
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (1)

Гость   Виталий Вячеславович Щербаков
Гость Виталий Вячеславович Щербаков 15.07.2020 18:07

Комментарий у меня такой: Зимой, в начале 1965 года я отдыхал в клязьменском пансионате и ходил на лыжах по округе. Однажды увидел симпатичную церквушку и сделал с неё карандашный набросок. позднее, дома, я сделал с этого наброска акварельный рисунок. Только сейчас, в 2020 году, я задался вопросом--а что это за церковь? По многим признакам это храм Спаса Нерукотворного в Котове, а может я ошибаюсь? ведь главок (если верить описанию, что реставрация началась в 1991 году) вроде бы в 1965 году не должно было быть? Не знаю как мне представить Вам мои рисунки. С уважением, В.В.Щ.

Каптча