Архитектура Покровского собора Брянска

Архитектуру Покровского собора в Брянске можно достаточно точно охарактеризовать выражением «благородная скромность». Собор нельзя назвать выдающимся образцом архитектуры, но это храм, характерный для своей эпохи и построенный в соответствии с традиционными воззрениями зодчих той поры. При этом здание имеет некоторые оригинальные детали, придающие ему индивидуальность, но не противоречащие принятой традиции.
Покровский собор представляет собой двухэтажный пятиглавый бесстолпный храм с трапезной частью и крупной пристройкой с западной стороны, соответствующей габаритам трапезной. Еще в XIX веке на месте пристройки стояла колокольня, и храм имел более традиционный вид, соответствуя типичному для второй половины XVII века типу «храма-корабля». После разрушения колокольни и возведения пристройки пропорции церкви заметно исказились — она как бы излишне вытянулась в западном направлении.
Два этажа — нижний теплый и верхний холодный — вполне характерны для эпохи строительства здания; особенно много таких церквей строили в менее обжитых частях страны, где в храмах ощущался недостаток и требовалось построить действующий круглый год храм на минимальные средства.
В целом архитектура Покровского собора соотносится с зодчеством «позднемосковской» эпохи, когда купола уменьшались в размерах, декор фасада усложнялся, однако западного влияния русские церкви в большом объеме еще не испытывали. Тем не менее, в декоре наличников на окнах уже проступают черты нарышкинского барокко, ставшего к тому времени главным стилем в Москве, и внимательный глаз по этим признакам может определить, что собор построен в самом конце XVII века, на излете добарочной русской архитектуры.
Самая необычная особенность здания — расположение его боковых главок. Они поставлены не по углам кровли храма, а сориентированы по сторонам света, то есть находятся ровно посередине каждой из четырех сторон крыши. Благодаря этому складывается впечатление, что храм повернут на 45 градусов, и смотрится это несколько непривычно. Такое встречалось, но достаточно редко. Причина, по которой зодчие расположили купола на Покровском соборе именно так, для нас остается тайной.
Фасад церкви несет следы перестроек. Особенно хорошо это видно по окнам основного объема, которые расположены нерегулярно, по-разному оформлены, а кое-где и вовсе наезжают друг на друга.