Архитектура Преображенского собора Углича

В архитектуре Спасо-Преображенского собора Углича ярко отразились черты своего времени, для которого характерно смешение традиционных приемов храмового зодчества с новейшими веяниями, пришедшими с Запада. Так, основной четверик выполнен в форме массивного куба, сохраняющего трехчастное деление и завершение в виде мощного пятиглавия. Это дань традиции. Но декор — колонны, карниз, наличники — имеет явно барочный характер.
Строился собор силами мастеров, руководимых Григорием Федоровым, происходившим из крепостных князей Голицыных. Мог принимать участие в постройке и местный уроженец Григорий Устинов, «мастер резных каменных дел», работавший впоследствии в Москве.
Уникальность собора — даже и для непосвященного туриста — заключается в его «бесстолпности». В ряду более поздних бесстолпных храмов Спасо-Преображенский собор выглядит достойно. Размеры центрального объема, где четырнадцати метровый пролет перекрыт сводом высотой семнадцать метров без помощи опорных столбов, поражают. Эта конструктивная особенность, позволившая максимально «раскрыть» пространство храма, ставит угличский собор рядом с лучшими памятниками архитектуры столетия.