Спасо-Преображенский собор Углич фото история

Содержание:
Преображенский собор Углича, построенный в первые годы XVIII столетия, не столь уж древен. История собора, как водится, древнее его каменных стен, он имеет богатую родословную и уважаемых «предков» — существование храма на его месте прослеживается чуть ли не до времен крещения Руси.
Деревянный Спасо-Преображенский собор Углича
Согласно преданию, первый деревянный храм на волжском мысу, там где сейчас стоит Спасо-Преображенский собор, определившем границы Угличского кремля, построил князь-страстотерпец Борис на рубеже X—XI веков. Предание представляется правдоподобным, ибо от отца, равноапостольного князя Владимира, Борису достался в удел Ростов, а здешняя местность как раз Ростову и принадлежала. Древнейший предшественник собора имел посвящение святым равноапостольным Константину и Елене и был, конечно, деревянным. Имелся в нем и придел в честь Похвалы Богородицы.
В первой половине XIII века, при князе Константине Всеволодовиче, был выстроен деревянный Спасо-Преображенский собор, а Константино-Еленинская церковь либо продолжила свое существование в качестве приписной к нему, либо была разобрана, а ее посвящение отошло к приделу нового соборного храма.
Долгое время бытовала традиция приписывать честь устроения Спасо-Преображенского собора святому князю Роману Угличскому (+1285), сыну Владимира Константиновича, «омолаживавшая» собор примерно на полвека. Но произросла она скорее из почтительного отношения угличан к князю Роману, а не из каких-то серьезных исторических фактов.
Каменный Преображенский собор Углича
Каменная история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446—1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич что хоть бы и любому столичному городу Европы впору.
Согласно описаниям, храм был четырехстолпный, на подклете, с двумя приделами и одной главой. С трех сторон его окружала галерея. Позаботились и о его внутреннем благолепии, снабдив церковь иконами и заказав расписать фресками.
На рубеже XVI—XVII веков собор стал невольным свидетелем драматических событий Смуты. В 1591 году в нем погребли убитого в Угличе царевича Димитрия, а в 1611 году в соборе — как и в каменных палатах по соседству — надеялись найти убежище от поляков жители города. Но дверные засовы не составили серьезного препятствия для захватчиков: они перебили всех от мала до велика — так что кровь, по свидетельству современников, «переливалась через порог», — а сам собор подожгли изнутри.
После ухода поляков угличане восстановили Преображенский собор, заново украсив его росписями и иконами. Но стены его, растрескавшиеся от огня, уже являли собой слишком ненадежную опору для сводов. В последние годы XVII века горожане приступили к строительству нового собора, и в 1713 году новый Угличский Спасо-Преображенский собор, более обширный и торжественный, чем прежний, был освящен. Сегодня это основной православный храм Углича.
Дальнейшая история Преображенского собора Углича

В 1730 году рядом с Преображенским собором выросла новая колокольня, определяющая силуэт кремлевского ансамбля Углича при взгляде на него с реки.
В 1810-е годы интерьеры собора расписала артель крепостных мастеров под руководством Тимофея Медведева.
В 1827 году построили и освятили престолы: главный — в честь Богоявления, придельные — в честь Донской иконы Божией Матери, царевича Димитрия и Александра Невского.
В 1830—1840-е годы перемены коснулись фасадов Спасо-Преображенского собора. Очевидно было, что главным фасадом храма должен стать южный, обращенный к торговой площади и Ростовской улице. И во второй трети XIX века его доминирующая роль была зафиксирована при помощи четырехколонного портика. С западной и северной сторон Спасо-Преображенский собор также «обстроили» — здесь появились оригинальных очертаний паперть и Похвальский придел.
Преображенский собор в советское время
С большой настороженностью встретили угличане советскую власть, установленную в городе 12 декабря. В течение нескольких последующих лет Углич и его окрестности выступали центром глухого, однако весьма ожесточенного сопротивления большевикам. То и дело вспыхивали мятежи, город объявлялся на военном положении, но истребить всю «контрреволюционную заразу» одним махом большевикам не удавалось. Угличане исторически были богомольны и привержены традициям. Оттого закрытие храмов подвигалось здесь медленнее, чем где бы то ни было. Например, Богоявленский девичий монастырь в центре города окончательно ликвидировали только в 1930 году.
Долго оставался действующим и Спасо-Преображенский собор. Его закрыли в 1929-м и передали музею. Кампания по разрушению церквей также не имела в Угличе того остервенелого размаха, как по всей стране. Уничтожили менее трети городских храмов).
Серьезным бедствием для традиционного угличского ландшафта стало строительство ГЭС, начатое в 1935 году. К счастью, кремль Углича с собором и церковью св. Димитрия на крови не попал в зону затопления, но облик города разительно переменился.
Храмы в большинстве своем не использовались по назначению — были обращены в музеи, склады или просто пустовали. Но хотя бы так они смогли пережить самую мрачную эпоху в истории Церкви. Спасо-Преображенскому собору, как музейному, посчастливилось даже сохранить значительную часть внутреннего убранства — росписи и иконостас. В нем размещалась иконописная экспозиция.
Архитектура Преображенского собора Углича

В архитектуре Спасо-Преображенского собора Углича ярко отразились черты своего времени, для которого характерно смешение традиционных приемов храмового зодчества с новейшими веяниями, пришедшими с Запада. Так, основной четверик выполнен в форме массивного куба, сохраняющего трехчастное деление и завершение в виде мощного пятиглавия. Это дань традиции. Но декор — колонны, карниз, наличники — имеет явно барочный характер.
Строился собор силами мастеров, руководимых Григорием Федоровым, происходившим из крепостных князей Голицыных. Мог принимать участие в постройке и местный уроженец Григорий Устинов, «мастер резных каменных дел», работавший впоследствии в Москве.
Уникальность собора — даже и для непосвященного туриста — заключается в его «бесстолпности». В ряду более поздних бесстолпных храмов Спасо-Преображенский собор выглядит достойно. Размеры центрального объема, где четырнадцати метровый пролет перекрыт сводом высотой семнадцать метров без помощи опорных столбов, поражают. Эта конструктивная особенность, позволившая максимально «раскрыть» пространство храма, ставит угличский собор рядом с лучшими памятниками архитектуры столетия.
Интерьер Преображенского собора Углича

Благодаря отсутствию столпов, «дробящих» пространство, интерьер Преображенского собора производит редкое по силе впечатление, усиливаемое тускло-золотым мерцанием иконостаса и фресками, сплошь покрывающими стены. Их общий красноватый колер, как бы отражающийся в красноватых же плитах пола, сообщает суровую торжественность помещению.
Известно, что росписи покрыли стены собора сразу после его постройки. Однако в 1719 году их «смыло» во время наводнения —одного из наиболее разрушительных и памятных в истории Углича, — и теперь уже сложно предполагать, что именно они собой представляли.
Существующие ныне росписи выполнила в начале XIX века артель под руководством Тимофея Алексеевича Медведева. Главная храмовая композиция «Преображение» — это парафраз одноименной работы Рафаэля Санти.
Живописные композиции расположены на стенах собора в три яруса и оформлены массивными «ложными» рамами. Сюжеты росписей в основном почерпнуты из Евангелия, а на сводах в больших овалах изображены важнейшие из христианских праздников — Рождество, Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа на апостолов. В самой верхней точке свода изображена парящая фигура Господа Саваофа.
Росписи паперти и приделов, созданные одновременно с этими пристройками известным угличским живописцем Д. Г. Бурениным, до недавнего времени почти полностью скрывала побелка. Сейчас реставраторы их постепенно раскрывают.
Интересен иконостас собора. Установленный в 1853 году (то есть довольно поздно), он является масштабной и умелой, хотя несколько суховатой стилизацией иконостасов нарышкинского стиля. При этом многие иконы, составляющие иконостас, гораздо старше «рамы».
Спасо-Преображенский собор Углич график работы адрес как добраться расположение на карте

График работы и важнейшие праздники Преображенского храма Углича:
Спасо-Преображенский собор открыт ежедневно.
Важнейшие праздники собора:
- Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6/19 августа)
- Похвала Пресвятой Богородицы (суббота пятой седмицы Великого поста)
- Память святого благоверного князя Романа Угличского (3/16 февраля — кончина; 24 февраля/8 или 9 марта, в зависимости от «високосности» года, — обретение мощей; 23 мая/5 июня — в Соборе Ростово-Ярославских святых).
Контакты Спасо-Преображенского собора Углича:
- Адрес: 152610, Россия, Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3
- Официальный сайт Ярославской митрополии: www.yareparhia.ru
Как добраться самостоятельно к Преображенскому храму Углича:
Углич сообщается с другими городами и весями страны преимущественно посредством автомобильных дорог. Это трассы Р153 (Углич — Ростов) и Р104 (Рыбинск—Углич — Калязин — Сергиев Посад). На угличскую автостанцию (ул. Ольги Берггольц, д. 18а — это почти в самом центре города) прибывают автобусы из Москвы (отправляются от Щелковского автовокзала, станции метро «ВДНХ» и Аэровокзала), Рыбинска и Ярославля. Расписание имеет смысл уточнять по телефону автостанции: +7 (48532) 5-62-67. Раньше была возможность добраться до Углича из Москвы и Петербурга поездом дальнего следования, но теперь поезда отменили, хотя москвичи по-прежнему могут воспользоваться железной дорогой: доехать электричкой до Савелова, а потом — электричкой же —до Углича.