Архитектура Троицкого храма

Архитектура Троицкого храма

Архитектура Троицкого храма поселка Мосрентген выдержана в традициях «московского барокко»: классика жанра — восьмерик на четверике, композиция и пропорции соответствуют принятым правилам, витиеватый барабанчик с главкой... Но странным выглядит на этом фоне полное отсутствие традиционного для эпохи резного декора. Тут-то самое время вспомнить, что церковь подвергалась серьезным переделкам как минимум трижды.

Белокаменную резьбу она утратила, скорее всего, в процессе реконструкции 1823 года, при Тютчеве-старшем. В частности, опытному глазу тут явно не хватает одной из главных примет московского барокко — наличников. Вернее, то, что имеется, наличниками можно считать лишь с большой натяжкой: лапидарная геометричность плоского, словно вырезанного из бумаги декора свойственна скорее классицизму. Кстати, до самого недавнего времени на окнах четверика и южного придела не было даже этих скупых наличников — просто четырехугольные проемы в плоскостях стен. Это уже плод второй переделки, советской, — под лабораторию. Декор восстановили в наши дни по образцу сохранившегося на окнах алтаря и трапезной.

Особенно стилевая разноголосица обращает на себя внимание в убранстве северного фасада — «парадного», обращенного к дороге. Здесь на четверике откуда ни возьмись возникает треугольный фронтон с четырьмя мощными пилонами, а над ним — несомненно ампирное полукруглое окно. Совершенно очевидна попытка перекроить старинный храм под вкусы начала XIX века (нынешняя охристая окраска еще более работает на эту цель). Впрочем, надо признаться, что за счет фронтона и особенно окна северный фасад получился самым «живым».

Храм выглядит как бы трехчастным по вертикали. Если зайти с юга, где стены нижнего яруса — глухие, четверик кажется каким-то деформированным, диспропорциональным; еще бы — ведь по ширине он практически равен восьмерику, а в высоту значительно выше и его, и окружающих пристроек. Тело храма становится как-то избыточно башнеобразным, словно подвешенным над плоской
горизонталью «алтарь — трапезная». Можно лишь предположить, что в отдаленном прошлом эта диспропорция нивелировалась, например, резным декором, а в прошлом недавнем и в наши дни — таким вот фронтоном с полукруглым окошком. Которого, впрочем, хватило лишь на один фасад, что вообще можно расценить как злую насмешку над классицизмом.

Напоследок несколько слов о колокольне — она и вовсе наша современница (третья переделка — 1990-е годы). Первый ярус, оставшийся от старинной постройки, сохранил нечто похожее на фронтон; то, что выше, — в особенности ярус звона с широкими проемами и шатер — больше похоже на провинциальное «как бы русское» зодчество середины XIX века, чем на сооружение XVII века в подмосковной усадьбе.


Саша Митрахович 03.08.2017 08:02
Загрузка...

Читать следующую статью

Троицкий храм Мосрентген внутри

Читать предыдущую статью

Троицкий храм Москва пос. Мосрентген

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча