Архитектура Успенского собора Москвы

В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон. В соборе три входа-портала, главный — западный.
На фресках XVII века представлено 249 композиций, количество изображенных фигур —2066.
Успенский собор Московского Кремля — трехнефный, пятиглавый, имеет прямоугольную форму, вытянут по оси «запад — восток». Кладка храма состоит из небольших блоков белого камня. Стены покоятся на мощном цоколе и разделены пилястрами на одинаковые по размерам прясла, которые завершаются одинаковыми по высоте полуциркульными закомарами. Здание отличает особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты с северной и южной сторон массивными пилонами, крупные мощные главы сближены, создавая вместе с соотношением высоты стен и барабанов ощущение определенной приземистости постройки.
Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна в двух ярусах и небольшой аркатурно-колончатый фриз, заимствованный из владимиро-суздальской архитектуры, но при этом переработанный зодчим для выражения своей архитектурной идеи — пояс из колонок и арочек лишен пластичности, он почти не выделяется из стены и не «разрушает» ее плоскости. Современники отмечали, что здание смотрится «как един камень». Это впечатление усиливает и некоторая ассиметрия собора: сгруппированные вокруг центрального купола главы собора, а также порталы южной и северной стен сдвинуты к востоку.
В фасадной обработке собора довольно много мотивов итальянского происхождения: сильно выступающие из плоскости стены пилястры и особенно сильно — пилоны по краям апсид, резные профили цоколя и пояса на барабанах, форма капителей аркатурно-колончатого фриза и т. д.
Арочные перспективные порталы окружают собор с трех сторон: южной, северной и западной. Такие порталы были характерны и для владимиро-суздальского зодчества XII—XIII веков, и для раннемосковского зодчества XIV — первой половины XV столетий. По мнению С. С. Подъяпольского, «их некоторая приземистость, отсутствие киля в архивольте позволяют сопоставить их скорее с порталами владимирского собора, чем с московскими порталами, за исключением такого характерно московского мотива, как “дыньки” на полуколоннах обрамления». Можно добавить, что предками русских перспективных порталов, по всей видимости, были порталы романские.
Восточные алтарные выступы (апсиды) — скругленные, пониженные по отношению к закомарам. Они традиционны для облика русского храма, но при этом выражены менее объемно, чем апсиды владимирского Успенского собора. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов, северного и южного, обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и три придела, существовавшие еще в предшествовавшем храме: во имя Димитрия Солунского, в честь Поклонения веригам апостола Петра и в честь Похвалы Богородицы. С. С. Подъяпольский считает, что «найденное решение алтаря оказалось единственно возможным при данной композиции собора, хотя сам по себе этот прием и может быть в какой-то степени сопоставлен с устройством у некоторых, особенно однонефных, итальянских церквей готического периода».
Аркатурно-колончатый фриз Успенского собора восходит к прообразу во Владимире, однако в его прорисовке проступают итальянские черты. Во-первых, к ним относится форма капителей, которые аналогичны капителям внутренних столпов, поддерживающих своды. Это характерные для романской архитектуры кубические капители, лишь слегка видоизменные легким скруглением граней. Во-вторых, можно отметить прием перехвата колонок узкими поясками, широко распространенный в готической архитектуре — и в частности, в сооружениях родной Аристотелю Фьораванти Болоньи.