Интерьер Успенского собора Московского кремля

Интерьер Успенского собора Московского кремля уникален для русского зодчества, любой человек, имеющий хоть какое-то представление о русской средневековой архитектуре, войдя в Успенский собор, обратит внимание на величину пространства и обилие света, столь не характерные для памятников древнерусского зодчества. Несомненно, влияние западноевропейских, ренессансных черт нашло свое отражение в интерьерах собора еще в большей степени, нежели снаружи.
Перекрытия храма представляют собой систему арок и крестовых сводов, опирающихся в одном уровне одновременно на столпы и на внутренние вертикальные выступы стен —лопатки. Всего столпов шесть, расставлены они очень широко и только два из них, скрытые за иконостасом, имеют традиционную для русской культовой архитектуры крестчатую форму. Четыре столпа, находящихся в основном объеме храма, являются круглыми. Опора сводов не только на столпы, но и на стены обусловила главную типологическую особенность Успенского собора: он не является крестово-купольным сооружением. Искусствоведы определяют его тип как зальный храм.
Внимание посетителя привлекает могучий, уходящий под своды пятиярусный иконостас, высота которого более шестнадцати метров. Он был создан в 1653—1654 годах по заказу Патриарха Никона видными русскими иконописцами того времени, собранными из разных городов страны. В 69 иконах этого живописного ансамбля представлены основные события и персонажи библейской истории.
В целую картину мира складываются и фрески Успенского собора. Как и иконостас, они датируются серединой XVII века и в основном повторяют сюжеты и композицию предыдущей стенописи, которая украсила стены главного храма страны в 1515 году. Огромный фресковый ансамбль был создан всего за два сезона: в 1642 году проводились подготовительные работы, а на следующий год собор уже расписали.
Сто пятьдесят мастеров-живописцев изобразили две с половиной сотни сюжетов и более двух тысяч отдельных фигур. На алтарной преграде чудесным образом сохранилось несколько участков первоначальной фресковой живописи, относящейся к рубежу XV—XVI веков: это полуфигурные изображения святых. Возможно, некоторые из этих фресок выполнил прославленный иконник Дионисий.