Архитектура Успенского собора в Рязани

Архитектура Успенского собора в Рязани

Архитектура Успенского собора в Рязани принадлежит к стилю, именуемому «нарышкинским» или «московским» барокко. За пределами же Москвы именно Рязань с Успенским собором и подгородным Солотчинским монастырем дает наиболее яркие образцы этого направления. И собор Успения Пресвятой Богородицы, и ансамбль Солотчинской Рождества Пресвятой Богородицы обители обязаны своим существованием зодчему Я. Г. Бухвостову.

О Бухвостове известно очень немногое. Знаем, что родина его — село Никольское-Сверчково Берендеева стана Дмитровского уезда (нынешний Клинский район Московской области), а происходил он из крепостных М. Ю. Татищева. Впервые имя крепостного архитектора и подрядчика упоминается в 1681 году в документах, связанных с торгами на постройку церкви в селе Воскресенском на Пресне. В них он проходит как «Якушка Григорьев».

Почему именно Бухвостову поручил митрополит Авраамий строить Успенский собор в Рязани? Возможно, он был знаком с какими-то ранними работами зодчего, которых мы не знаем. Во всяком случае, должно предполагать, что после обрушения первого собора владыка ответственно подошел к выбору мастеров. Среди подрядчиков в документах упоминаются, помимо Бухвостова, «Никита Иустинов, Герасим Иванов и Иван Парфенов с товарищами».

В это же время Бухвостов имел несколько других подрядов — на постройку усадебной церкви в селе Уборы и надвратного храма в Новоиерусалимском монастыре. Но, очевидно, Успенский собор как архитектурный проект занимал его в значительно большей степени, поскольку оба упомянутых подряда он передал другим мастерам, а сам переехал в Переяславль Рязанский. И если в Уборах он поставил только основной объем церкви, а в отделке не участвовал, то в случае с Успенским собором ему принадлежит как объемно-планировочное решение (в котором содержится отсылка к Успенскому собору Московского Кремля — куда же без него!), так и декоративная программа.

Несомненной творческой удачей Бухвостова следует признать мысль поместить собор на высокий подклет (решение нетипичное для столь крупного храма), благодаря которому он приобрел значение архитектурной доминанты в городской застройке. Путник видел купола Успенского собора с Оки, с Астраханского и Московского трактов. Сейчас, конечно, Рязань разрослась и вширь, и вверх, но — спасибо Бухвостову — соборный храм все равно прекрасно просматривается с многих точек.


Саша Митрахович 02.06.2017 17:55
Загрузка...

Читать следующую статью

Иконостас Успенского собора в Рязани

Читать предыдущую статью

История Успенского собора Рязани

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча