Иконостас Успенского собора в Рязани

Главной достопримечательностью интерьера Успенского собора Рязани является его восьмиярусный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты под руководством Сергея Христофорова. Замечательно, что, работая над рамой иконостаса, резчики стремились стилистически связать его с мотивами белокаменной резьбы, присутствующими на фасадах. Они мыслили собор как единое целое, и благодаря их усилиям внешнее впечатление закрепляется на уровне интерьера.
Иконы для соборного иконостаса, как мы уже говорили, писал Николай Соломонов Бургаров «с товарищи», но в XIX веке они неоднократно поновлялись и переписывались, так что впоследствии их пришлось раскрывать из-под позднейших записей.
Иконостас имеет восемь ярусов. В некоторых источниках говорится, что их семь, но при этом в качестве «дополнительного» яруса упоминаются венчающие иконостас Распятие с предстоящими и шесть икон с изображениями Страстей Господних, которые расположены с интервалами. Таким образом, «основных» ярусов действительно семь. Их характеристики перечислены в «Сборнике церковноисторических и статистических сведений о Рязанской епархии»:
«Семь ярусов, четыре больших, по четыре аршина в вышину, и три меньших, не меньше двух аршин, именно: 1. Местный, 2. Праздничный, 3. Апостольский, 4. Праздничный или с изображением событий из Истории лиц Новозаветных, 5. Пророческий, 6. с изображением деяний Пророков, и 7. Праотеческий, у каждого Праотца хартии со словами... Иконы в иконостасе Греческого письма, писаны также в конце XVII века, особенно замечательны две местные иконы: Господа Вседержителя и Божией Матери; оне по письму отличаются от прочих икон иконостаса. Из 8 местных икон шесть украшены серебряно-позлащенными ризами...»
Росписей в интерьере собора почти не сохранилось. Уцелели лишь небольшие фрагменты. Но надо отметить, что изначально храм не был расписан. Первые упоминания о стенном письме содержатся в документах от 1804 года, из которых видно, что:
«московский цеховой мастер Косма Самойлов Смирнов... подрядился расписать собор и алтарь по рисункам за 800 рублей».
Впоследствии росписи не раз обновлялись. Сохранившиеся фрагменты относятся ко второй половине XIX века.