Успенский собор Рязань

Содержание:
Первые шаги к постройке большого летнего кафедрального Успенского собора в Рязани предпринял в 1677 году митрополит Иосиф, но строительные работы растянулись на двадцать пять лет. Православные храмы Рязани.
Строительство Успенского собора в Рязани
В продолжение полутора столетий Успенский собор Рязани удовлетворял потребностям города, но к 1670-м годам он, несмотря на перестройки и переделки, совершенно обветшал, да и его теснота все чаще казалась досадной. В 1677 году митрополит Рязанский Иосиф IV просил царя Феодора Алексеевича о постройке нового холодного собора, с тем чтобы существующий превратить в теплый. Под строительство он предлагал очистить место, на котором стояла зелейная (пороховая) палата. Государь благосклонно отнесся к челобитной владыки, и в 1679 году зелейную палату разобрали.
Камень свозили зимой, санным путем, а 26 марта 1684 года подмастерья каменных дел крестьяне Ипатьевского монастыря Федор Яковлев Шаритин, Ярослав Камиников и Григорий Артемьев подрядились сложить соборный храм.
Как шло дело на строительной площадке в 1685 году, по записям не видно. А вот документы 1686 года вскрывают значительные непорядки. Почти достроенная соборная церковь обвалилась в 1692 году.
Митрополит Авраамий в 1693 году подрядил Якова Григорьева Бухвостова «с товарищи» «вновь строить соборную церковь своими работниками на готовом припасе». Основные работы заняли около шести лет. В 1699 году здание уже подвели под кровлю.
Писать образа для Рязанского Успенского собора пригласили мастера Николая Соломонова Вургарова, к июню 1702 года они уже были готовы и установлены на свои места.
15 августа 1702 года собор освятили в честь Успения Божией Матери. Отделочные работы еще продолжались, но, тем не менее, строительная эпопея, начавшаяся еще в 1677 году, в совершенно иных исторических условиях, подошла к концу.
История Успенского собора Рязани

Судьба Успенского собора, так долго и трудно строившегося, и после постройки складывалась как-то несчастливо. К началу XIX века он подошел в столь плачевном состоянии, что всерьез шли разговоры о его сломе. Но рязанцы сумели отстоять свою святыню.
Несчастливая история Рязанского Успенского собора
Не прошло и года с момента освящения Успенского собора Рязани, как понадобилось производить ремонтные работы: в 1703 году его средняя глава «сломилась от ветру». Похожее несчастье случилось и в 1708 году, когда во время литургии. А ещё дырявые окна и бедственное положение великолепного иконостаса.
Ремонт следовал за ремонтом, однако предпринимаемые меры оказались недостаточными, и к концу XVIII века Успенский собор пришел в такое состояние, что не только служить в нем, но и ходить мимо него опасались, ибо его стены, испещренные трещинами, угрожали падением.
Встал вопрос о разборе существующего здания и строительстве нового собора. 23 сентября 1802 года именитые рязанские купцы Гавриил Рюмин и Петр Мальшин приглашали архитектора из Москвы, и тот нашел, что существующие ветхости возможно «поправить с прочностию, полагая на оное до пятидесяти тысяч рублей».
Более того, купцы соглашались предоставить и значительную часть необходимой суммы, лишь бы не ломать «древнего и величественного» собора. Разрешение на проведение капитального ремонта Успенского собора в Рязани было получено. Основной объем работ занял около двух лет. В 1804 году Успенский собор заново освятили.
Сооружение соборной колокольни началось еще в 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля, однако постоянно встречало какие-то препятствия. Только к 1840 году строительство завершилось, и ансамбль кафедрального собора принял свой теперешний вид.
1850-е годы запомнились рязанцам ремонтом соборного иконостаса и стенной живописи, в последний раз поновлявшейся в 1804 году на пожертвования прихожан.
История Успенского собора в Рязани после революции 1917 года
После революции собор вступил в черную полосу своей истории. Известно, что некоторое время его занимали обновленцы, а в 1922 году он был фактически ограблен.
Как бы ни было, до 1929 года Успенский собор оставался действующим. Затем в нем «квартировали» различные организации, пока в 1963 году здание не приспособили под планетарий, а позже — под выставочный зал музея.
Архитектура Успенского собора в Рязани

Архитектура Успенского собора в Рязани принадлежит к стилю, именуемому «нарышкинским» или «московским» барокко. За пределами же Москвы именно Рязань с Успенским собором и подгородным Солотчинским монастырем дает наиболее яркие образцы этого направления. И собор Успения Пресвятой Богородицы, и ансамбль Солотчинской Рождества Пресвятой Богородицы обители обязаны своим существованием зодчему Я. Г. Бухвостову.
О Бухвостове известно очень немногое. Знаем, что родина его — село Никольское-Сверчково Берендеева стана Дмитровского уезда (нынешний Клинский район Московской области), а происходил он из крепостных М. Ю. Татищева. Впервые имя крепостного архитектора и подрядчика упоминается в 1681 году в документах, связанных с торгами на постройку церкви в селе Воскресенском на Пресне. В них он проходит как «Якушка Григорьев».
Почему именно Бухвостову поручил митрополит Авраамий строить Успенский собор в Рязани? Возможно, он был знаком с какими-то ранними работами зодчего, которых мы не знаем. Во всяком случае, должно предполагать, что после обрушения первого собора владыка ответственно подошел к выбору мастеров. Среди подрядчиков в документах упоминаются, помимо Бухвостова, «Никита Иустинов, Герасим Иванов и Иван Парфенов с товарищами».
В это же время Бухвостов имел несколько других подрядов — на постройку усадебной церкви в селе Уборы и надвратного храма в Новоиерусалимском монастыре. Но, очевидно, Успенский собор как архитектурный проект занимал его в значительно большей степени, поскольку оба упомянутых подряда он передал другим мастерам, а сам переехал в Переяславль Рязанский. И если в Уборах он поставил только основной объем церкви, а в отделке не участвовал, то в случае с Успенским собором ему принадлежит как объемно-планировочное решение (в котором содержится отсылка к Успенскому собору Московского Кремля — куда же без него!), так и декоративная программа.
Несомненной творческой удачей Бухвостова следует признать мысль поместить собор на высокий подклет (решение нетипичное для столь крупного храма), благодаря которому он приобрел значение архитектурной доминанты в городской застройке. Путник видел купола Успенского собора с Оки, с Астраханского и Московского трактов. Сейчас, конечно, Рязань разрослась и вширь, и вверх, но — спасибо Бухвостову — соборный храм все равно прекрасно просматривается с многих точек.
Иконостас Успенского собора в Рязани

Главной достопримечательностью интерьера Успенского собора Рязани является его восьмиярусный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты под руководством Сергея Христофорова. Замечательно, что, работая над рамой иконостаса, резчики стремились стилистически связать его с мотивами белокаменной резьбы, присутствующими на фасадах. Они мыслили собор как единое целое, и благодаря их усилиям внешнее впечатление закрепляется на уровне интерьера.
Иконы для соборного иконостаса, как мы уже говорили, писал Николай Соломонов Бургаров «с товарищи», но в XIX веке они неоднократно поновлялись и переписывались, так что впоследствии их пришлось раскрывать из-под позднейших записей.
Иконостас имеет восемь ярусов. В некоторых источниках говорится, что их семь, но при этом в качестве «дополнительного» яруса упоминаются венчающие иконостас Распятие с предстоящими и шесть икон с изображениями Страстей Господних, которые расположены с интервалами. Таким образом, «основных» ярусов действительно семь. Их характеристики перечислены в «Сборнике церковноисторических и статистических сведений о Рязанской епархии»:
«Семь ярусов, четыре больших, по четыре аршина в вышину, и три меньших, не меньше двух аршин, именно: 1. Местный, 2. Праздничный, 3. Апостольский, 4. Праздничный или с изображением событий из Истории лиц Новозаветных, 5. Пророческий, 6. с изображением деяний Пророков, и 7. Праотеческий, у каждого Праотца хартии со словами... Иконы в иконостасе Греческого письма, писаны также в конце XVII века, особенно замечательны две местные иконы: Господа Вседержителя и Божией Матери; оне по письму отличаются от прочих икон иконостаса. Из 8 местных икон шесть украшены серебряно-позлащенными ризами...»
Росписей в интерьере собора почти не сохранилось. Уцелели лишь небольшие фрагменты. Но надо отметить, что изначально храм не был расписан. Первые упоминания о стенном письме содержатся в документах от 1804 года, из которых видно, что:
«московский цеховой мастер Косма Самойлов Смирнов... подрядился расписать собор и алтарь по рисункам за 800 рублей».
Впоследствии росписи не раз обновлялись. Сохранившиеся фрагменты относятся ко второй половине XIX века.
Успенский собор Рязани богослужения контакты добраться самостоятельно расположение на карте

Богослужения в кафедральном Успенском соборе Рязани:
Богослужения в кафедральном Успенском соборе в период с мая по октябрь включительно совершаются ежедневно: вечернее богослужение в 17:00; Божественная литургия в 9:00. Посещение возможно с 7:30 до окончания вечернего богослужения. Зимой собор для посещения закрыт.
Престольный праздник—Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (15/28 августа).
Контакты:
- Адрес: 390000, Россия, г. Рязань, Кремль, д. 13
- Телефон: +7 (4912) 27-54-14
- Официальный сайт Рязанской епархии: www.ryazeparh.ru
Как добраться самостоятельно к Рязанскому Успенскому собору:
В Рязань легко добраться поездом. Из Москвы проще всего — электричкой с Казанского вокзала (время в пути — от «почти трех» до «почти четырех» часов, в зависимости от количества остановок). Можно воспользоваться автобусом, отправляющимся от Щелковского автовокзала или станции метро «Выхино». По времени должно получиться то же самое. Если, конечно, не встанете в пробке (в Рязани, кстати, они тоже есть). Что касается передвижения по самой Рязани в направлении кремля, то здесь вам потребуется троллейбус №1. Он имеет остановку «Соборная площадь» — ближайшую к кремлю.
На автомобиле из Москвы следует выезжать по Новорязанскому шоссе (М-5). Въезд в Рязанский кремль на личном автотранспорте запрещен, так что машину придется оставить на Соборной площади.