Архитектура Знаменского собора в Курске

Знаменский собор Курска — архитектурный и смысловой центр города, таким он и был задуман архитекторами.
Знаменский собор — почти канонический образец зрелого классицизма, «классицизм как он есть», без гибридных вкраплений и искажений. Три части здания следуют одна за другой: основной четверик, представляющий собой в плане классический крест, потом «долгая» трапезная и наконец колокольня, поставленная на отдельном фундаменте в северо-западном углу.
Впрочем, к колокольне как раз есть вопросы. Колокольня — это «новация», появившаяся в ходе восстановления собора в 1990—2000-х годах. Изначально она была другой — двухбашенной, причем колокольные башни стояли прямо на крыше трапезной, вырастали из нее.
Знаменская колокольня была уничтожена в 1930-х годах, а в новейшее время возродили лишь ее северную «половину», поставив ее при этом не на трапезной, а рядом с храмом. Критиков такого решения хватает, но оно диктовалось не принципиальными эстетическими соображениями, а причинами исключительно утилитарного характера.
В остальном — классика: три шестиколонных портика коринфского ордера, коринфские полуколонны, украшающие стены трапезной и алтарной апсиды, выверенные пропорции, легкость, при всей огромности, строения, большие окна, изысканный декор. Сам собор выстроен из кирпича, но его декоративные элементы выполнены из знаменитого мячковского камня, добываемого в подмосковном Мячкове по меньшей мере с начала XIV века.