Внутри Знаменского собора Курска

От дореволюционного внутреннего убранства Знаменского собора к моменту его передачи Церкви ничего, увы, не сохранилось — все пропало в ходе советских перестроек и в устроенном фашистами в 1943 году пожаре. А полюбоваться было чем — взять хотя бы сложнейший чугунный иконостас, над которым петербургские литейщики трудились восемь лет: заказали его в 1824 году, а установили в соборе лишь в 1832-м.
Нынешний иконостас, впрочем, почти в точности повторяет тот, дореволюционный. Вообще, мастера, занимавшиеся восстановлением интерьера соборного храма, постоянно сверялись со старыми фотографиями и чертежами, стремясь по возможности повторить утерянное богатство. И в центральной части храма им это во многом удалось сделать.
А вот вид трапезной изменился. Собственно, с трапезной и начинается знакомство со Знаменским собором. Она имеет два этажа, вверху устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Державной». Нижний этаж кажется приземистым, что собору идет даже на пользу: тем самым более отчетливо оттеняется высота центральной части. При этом трапезная «не давит», она вполне просторна и гармонична, ее протяженность как бы приглашает, ведет посетителя дальше, в основной четверик, к главным святыням храма.
В трапезной поставлены два ряда мощных пилонов, между которыми перекинуты арки. Кессонный (то есть поделенный на объемные фрагменты) потолок украшен богатой лепниной: трапезная предстает этаким достойным «предисловием» к ведущей теме, которая с полной силой звучит под центральным куполом, перед иконостасом.

Благодаря множеству огромных окон, и в стенах, и в подкупольном барабане в соборе очень светло. Взгляд блуждает, останавливаясь то на одной детали, то на другой, очаровывается. С севера и юга освящены приделы, облицованные гранитом; над ними парят хоры. Стены, арки, основание барабана украшены лепниной; росписи верхних частей стен иллюстрируют евангельскую историю. Расписаны и барабан с куполом: в барабане, меж окон, мы видим изображения ветхозаветных пророков Иеремии, Исаии, Захарии, Иезекииля, Давида, Соломона, Осип и Илии; в куполе — в окружении нескольких десятков русских святых восседает на троне Божия Матерь. Под куполом — позолоченное паникадило весом в две с половиной тонны.
Оформление интерьера выполнено с тактом и вкусом, что и не мудрено, ведь им занимался коллектив петербургских художников, прежде работавших над оформлением возрожденного в 1990-х годах московского храма Христа Спасителя.