Архитектурный ансамбль Тихвинского монастыря

Тихвинский Успенский монастырь представляет собой искусную архитектурную оправу для одной из величайших святынь России — Тихвинской иконы Божией Матери. «Домонастырской» постройкой его ансамбля является лишь Успенский собор. Всё остальное строилось после 1560 года. Монастырские здания выстраиваются в каре, обрамляющее соборный храм.
История тихвинского Успенского собора началась в конце XIVвека, когда на берегах реки Тихвины явился чудотворный образ Божией Матери. Деревянная церковь, срубленная на этом месте, позже сгорела. Горели и следующие храмы — в начале XVI столетия здесь возвели каменный собор, сохранившийся до наших дней.
Летом 2015 года Успенский собор отметил свое пятисотлетие. Последние двадцать лет он является главным храмом действующей обители — монашеская жизнь здесь была возобновлена в 1995 году. Еще одной важнейшей вехой новейшей истории Успенского собора стало возвращение в 2004 году в его стены чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
Самая старая из других построек Тихвинского монастыря — теплая Покровская церковь, изначально освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Возведение ее относится к 1581 году. К церкви примыкает просторная двухэтажная трапезная. Второй ее этаж занимает одностолпная палата со сводчатым потолком. Эта «зала» интересна своей планировкой, весьма напоминающей планировку Грановитой палаты в Московском Кремле. Сохранились сведения, что здесь не только трапезничали монахи, но и собирались для обсуждения важных дел посадские люди. При храме было устроено два придела — в честь Старорусской иконы Божией Матери и во имя великомученицы Варвары.
Рядом с Покровской церковью высится характерная зубчатая звонница — своего рода «визитная карточка» Тихвинского монастыря. Ее очертания можно увидеть в проспекте любой туристической фирмы, предлагающей паломничество по святыням Русского Севера. Трехъярусное пятишатровое здание было построено в 1600 году на средства царя Бориса Годунова. В нижних ярусах колокольни в начале XVII века хранилось немало военных припасов. Это обстоятельство сыграло печальную роль во время пожара 1623 года — звонница попросту взорвалась. Спустя восемь лет ее возвели заново — с сохранением прежних пропорций.
В 1777 году колокольня Тихвинского монастыря была перестроена. Шатровое завершение убрали, увенчав колокольню фонариком с двумя шпилями по бокам. Во время Великой Отечественной войны «классическое убранство» оказалось утрачено. В 1960-е годы звоннице вернули первоначальный вид.
В монастырь богомольцы попадают через внутренние ворота, устроенные между келарским и архимандричьим корпусами, которые сейчас занимает Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей. Над воротами поднимается Вознесенская церковь с приделом великомученика Феодора Стратилата, построенная в 1590-х годах. Она имеет две главы; такой тип церквей встречается сравнительно редко в русском зодчестве, при этом двуглавыми как раз бывают преимущественно надвратные церкви.
К востоку от Успенского собора находится Крестовоздвиженская церковь — строго говоря, тоже надвратная; под нею — ворота на внешний двор. Еще совсем недавно в этом здании трудно было заподозрить церковь, построенную в конце XVII века (первоначально — Покровскую). Да и просто церковь, так как в советскую эпоху храм лишился барочного завершения, которое восстановили к 2014 году.
По своему внешнему виду здание мало соотносится с XVII столетием, и неспроста — в 1870-х годах оно было полностью перестроено по проекту И. Л. Бенуа (1813— 1898), представителя знаменитой династии архитекторов и художников.
Указанные постройки соединены друг с другом жилыми корпусами, это — северные братские, келарские, архимандричьи, архиерейские («казенные»), патриаршьи («Евфимиевские»), братские «житнические» кельи, а также больничный корпус с церковью Двенадцати апостолов, воздвигнутые в последней четверти XVII столетия.
Расположенные в виде почти сплошного прямоугольника, эти здания обозначает внутреннюю территорию монастыря. Есть и внешняя, с Сырковым озером и поварней конца XVI века; она ограничена крепостными стенами. При западных, Введенских, воротах имеется башня, возведенная в 1669 году усердием московского дьяка Богдана Силина. На внешней стороне башни, во втором ее ярусе, тогда поместили увеличенную копию Тихвинской иконы Божией Матери. Тому была причина — здесь чудотворный образ, согласно преданию, явился и провел 130 лет — до постройки каменного Успенского собора. К иконе богомольцы поднимались по лестнице, устроенной в виде крыльца.
Сейчас об архитектуре надвратной башни можно судить только по ее восточному, внутреннему, фасаду (хотя и он претерпел значительные изменения). С внешней стороны к ней пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери, в народе именуемая «Крылечком». Возвели ее в начале 1860-х годов по проекту всё того же Н. Л. Бенуа в память о совершившемся незадолго до этого, в 1856 году, чуде исцеления тихвинского мещанина А. А. Боровского, — по окончании строительных работ чудотворная фреска оказалась внутри храма.
Что касается стен, то они достойны уважения, но вовсе не за «боевые заслуги», как думают многие посетители обители, знающие о героическом прошлом Тихвинского монастыря, о тех осадах, которые пришлось ему выдержать в начале XVII столетия. Вплоть до 1670-х годов монастырские стены оставались деревянными. Возведение их началось в 1560 году, а к 1608 году деревянные укрепления с «тарасами» (бревенчатыми срубами, наполненными землей) были готовы. Завершение строительства явилось чрезвычайно своевременным — уже через несколько лет стенам Тихвинской обители пришлось выдержать несколько жестоких приступов шведских войск.
В 1669 году начались работы по возведению каменных стен. К 1700 году отстроили в камне участки ограды, примыкающие к Никольской и Введенской башням (и сами башни также). На дальнейшее строительство средств тогда не хватило, и работы продолжились лишь в 1788 году.
Нарядная, с круглыми амбразурами, пробитыми поверху, каменная ограда Тихвинского монастыря строилась уже скорее не в оборонительных, а в декоративных целях. По внутренней стороне ее была проложена деревянная галерея, имевшая в основании кирпичные аркады нижнего яруса. Галерея эта использовалась для крестных ходов вокруг обители. Башни, в прежние лихие времена выполнявшие функцию военных и продовольственных складов на случай долгой осады, пустовали.